Детские страхи, как с ними бороться?

Детские страхи, как с ними бороться?

Действительно ли страх – это отрицательная эмоция, травмирующее детскую душу чувство, от которого необходимо избавляться, во что бы то ни стало? На самом деле страх – это очень важная защитная реакция. Наш мозг суммирует накопленный опыт, и в случае опасности мгновенно передает тревожный сигнал: мы находимся под угрозой. Страх гонит нас прочь от источника опасности, удерживает нас от различных безрассудных поступков. Это – нормальный страх, без которого наша жизнь подвергалась бы постоянной опасности. Но есть иные страхи, патологические. Если в норме страх возникает как реакция на какую-либо ситуацию, то патологический сопровождает человека все время. Особенно подвержены патологическим страхам дети. Патологические страхи способны настолько сильно завладеть сознанием, психикой и поведением ребенка, что он уже не в состоянии думать ни о чем другом. Малыш пытается оградить себя от них различными непродуктивными ритуалами: начинает подмаргивать, подкашливать, подпрыгивать, дуть на руки и т.д.. В тяжелых случаях могут появиться дополнительные симптомы: энурез, заикание, тупиковые движения (раскачивание на четвереньках, сосание большого пальца и др.) В таких случаях требуется помощь специалиста. Существуют возрастные особенности детских страхов: Малыши до 1 года боятся громких неожиданных звуков: шум работающего пылесоса, громкий смех, крик. В возрасте 7 — 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми взрослыми (малыш научается отличать круг родных от чужих людей). Двухлетние дети, обычно, боятся медицинских работников, что связано со страхом причинения боли (уколы, болезненные осмотры). Детей 3 — 4 лет пугает темнота и замкнутое пространство. Страх смерти актуален в возрасте 5 — 6 лет и выражается в боязни страшных сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча и др.) Для младших школьников нет ничего страшнее чем «быть не тем, кого ценят»: они боятся опоздать в школу, потерять любовь и заботу значимых взрослых.

Не демонстрировать свой страх при малыше, чтобы не передать ему это чувство. Не стоит постоянно упоминать, что в мире бушуют страшные и смертельные заболевания, происходят насилия и убийства. Не следует разрешать смотреть фильмы-ужасы, так как вы только поселите в душевном мире ребенка страх и панику, чувство беззащитности, поскольку малыши еще не четко различают мир фантастических персонажей и реальный мир. Не нужно запугивать ребенка сердитым милиционером, дядькой с мешком, Бабой Ягой. Так Вы сами порождаете многочисленные страхи, с которыми потом будете усиленно бороться, при этом воспитательный эффект часто равен нулю (ребенок все равно не ест кашу или не заснет быстрее). В весьма сложных ситуациях, таких как развод, появление нового наследника в семье, переезд к малознакомым родственникам на длительный срок, следует обратить внимание на эмоциональное состояние малыша – в неблагоприятных случаях он может бессознательно использовать страх, чтобы привлечь к себе внимание значимых взрослых.

Постарайтесь создать такую атмосферу, в которой малыш будет чувствовать себя в безопасности: спокойная и внимательная, ласковая мама, дарящая тепло и уют, и папа, излучающий стабильность и безопасность – лучшая защита от детских страхов. Убедитесь, что режим сна и бодрствования малыша соответствует возрасту, что в течение дня он получает достаточно ярких положительных впечатлений. Кроме того, существует множество методик, помогающих малышу справиться со страхами, к примеру, прием эмоциональных качелей. Так, подбрасывая ребенка вверх, а затем, подхватывая его на руки, вы реализуете именно этот прием – контраст отрицательных эмоций (кратковременный испуг) и положительных переживаний.

Нужно объяснить и показать на примере, что абсолютно злых героев не существует: Баба Яга может в печь отправить, а может и дорогу подсказать; Волк съест, а в другом случае сослужит верную службу и т.д. В особых случаях, когда ребенок испытывает довольно сильный страх, можно порекомендовать нарисовать пугающее чудище или страшную ситуацию, а после этого торжественно сжечь изображение на подносе, развеяв пепел прямо на глазах у малыша (повторять процедуру столько раз, сколько это потребуется). Если ребенок не может определить точно, что именно его пугает, предложите ему нарисовать свой страх, а после этого побеседуйте с ним, расспросите его о том, что у него получилось. Примерные вопросы: А какого он цвета? Где живет? На какую часть тела похож (или в какой части тела он живет)? Есть ли у него вкус? Запах? Почему он пугает людей? Как можно с ним справиться? Такие вопросы помогут дифференцировать эмоции, которые испытывает ребенок, выявить настоящий объект страха, а также найти способы коррекционной работы, необходимой малышу. Если ребенок отказывается под любым предлогом изобразить свой страх, это свидетельствует только о том, что эмоция слишком сильна и глубока. Не расстраивайтесь, если не сможете справиться сами, то обратитесь к специалистам.