Домашний психолог: Я — шопоголик?!

шоппинг

Мы часто видим, как женщина, чтобы развлечься, совершает набеги на магазины. Да и сами мы не прочь лишний раз прошвырнуться и поглазеть на витрины. По большей части, отправляясь в походы, определенных планов мы не вынашиваем. Просто от нечего делать радуем глаз. Так и прогуливаясь от одного магазина к другому, мы и не замечаем, как достаточно отощал наш кошелек. Но пока нас эта мысль не тревожит, мы в эйфории от самого процесса. У нас прекрасное настроение. Но вот позже, уже дома, любуясь обновками, мы вдруг вспоминаем о тратах. Настроение вмиг испорчено – «на такую сумму я и не рассчитывала», свербит мозг одна единственная мысль, «как протянуть до зарплаты», или еще хуже, «что сказать мужу».

Самое удивительное, что шопоголикам абсолютно не важно, что купить, главное схватить то, что зацепил взгляд, пока не наступит полное удовлетворение от шопинга. Обычно нормальному человеку достаточно раз в месяц, а некоторым даже и в полгода раз, выйти в поход по магазинам, чтобы побаловать себя чем-то. Но для шопоголика это чуть ли не каждодневная работа, в конце которой не от всего получаешь удовольствие. Разбирая покупки, шопоголик осознает, что из того, что было куплено, реально может понадобиться одна, максимум две вещи, остальное либо где-то будет валяться, либо никогда и не наденешь.

Так что такое шопоголизм? И вообще, существует ли такая проблема в действительности, и как с ней тогда бороться? Шопоголик – это диагноз или хобби?

Раньше я не придавала значения этому явлению, потому что как любой женщине, мне не чуждо было подобное поведение – прогулка по магазинам. Я и сама часто приобретала вещи, которые не входили в мои планы.

Прогулка по магазинам просто так – выдумка. Потому что хоть какую-то мелочь или ерунду, женщина все равно обязательно купит и этим создаст себе настроение. Все это было бы ничего, если бы «увлечение» не превращалось в фобию…

У меня есть приятельница, не вымышленный герой, реальный человек. Каждый раз, когда она собирается прошвырнуться по магазинам, ее глаз начинает как-то не по-доброму гореть. С одной стороны, это было бы смешно, если бы не было так плачевно. Как и все женщины, она одержима одной проблемой – нечего носить. Так вот и носится, как угорелая (по магазинам), хватая все, что привлекло внимание. А жизнь ее – постоянный триллер и детектив. Вечно она кому-то должна, пытаясь все скрывать от «тирана»-мужа, обманывает, все новые и новые обновки рассовывает по подругам, чтобы «любимого» не хватил удар, а потом это всплывает наружу и начинаются грандиозные семейные баталии. Взывание к здравому смыслу в ее случае уже не имеет должного эффекта. Единственный способ – лишить расточителя всех средств или, как говорит ее супруг, немного поостыв, «замочить».

Психологи, рассматривая проблему – шопоголизм, склоняются к тому, что шопоголиком движет страсть к вещизму – накопительству (вещей). Но к нашей «милой» транжире это никоим образом не относится. Каждые полгода происходит ревизия гардероба, в результате чего складированные «брендики» раздаются направо и налево. Затем затягивается все та же песня — «нечего носить», «поскуливание щенка» и клянченье денег…

Термин «шопоголик» вошел в обиход сравнительно недавно, так мы характеризуем людей, которые не могут удержаться от покупок. Мания эта называется ониомания: от греческих onios — для продажи, mania — безумие.

Причин шопомании множество. Психологи склоняются к тому, что магазиномании подвержены прежде всего те люди, которые многим были обделены в детстве. Причем ограничения могли носить не только финансовую подоплеку. Не исключено, что родители были склонны к чрезмерному контролю над ребенком. Человек, недополучивший любовь, заботу и внимание родителей, во взрослой жизни, став финансово независимым, начинает все это компенсировать, делая себя счастливее разными способами, и одним из них является шопинг. За счет покупок мы тешим свое самолюбие, вызывая интерес к себе. Такие приступы неконтролируемой траты свойственны невротикам.

Хотя психиатры мира не признают ониоманию нарушением здоровья, однако отмечают, что все коварство шопомании в том, что ее не считают болезнью. «Больной» даже не допускает мысли о визите к специалисту.

У нас в стране это явление достаточно новое. И «вошло» оно в нас с исчезновением дефицита.

Шопоголизм называют болезнью нашего века и страдают от нее, как показывает статистика, молодые женщины до 45 лет, хотя с этим можно поспорить. Считается, что шопоголизм напрямую связан с непреодолимым желанием все тащить домой. Но это также спорный вопрос, потому что все с предыдущего сезона раздается «с барского плеча».

Почему же для большинства женщин хождение по магазинам превращается во вредную привычку? Каждой женщине доподлинно известно, что ничто так не улучшает настроение, как променад по торговым центрам. Шопинг лучше всяких препаратов снимает депрессию и тревогу, улучшает настроение, повышает уверенность в себе. Шопинг — иллюзорное ощущение контроля над своей жизнью. Ты берешь то, что тебе сейчас захотелось, а не то, что было рекомендовано, необходимо. Человек получает эйфорию от свободы, приобретая привлекательные, пусть и совсем ненужные вещи. Иллюзия независимости. Естественно, что такая иллюзия не означает контроль над собственной жизнью, а тем более над другими людьми, но именно она дает возможность справляться с тревогой. Человек как бы прячется за всем этим, ощущает безопасность. Однако, если все это постоянно не подпитывать, что и делают шопоголики, то обманчивое спокойствие улетучится, и человек вновь останется один на один со своими проблемами, которые он откладывает в долгий ящик…

Например, в США проблему магазиномании причислили к числу таких серьезных заболеваний, как алкоголизм, клептомания и другие, и борются с ней с помощью анонимных клубов должников.

Что же бросает нас на покупки? Цена, привлекательность товара, скидки, или просто возможность успокоить нервы?

Почему мы при каждом плохом настроении бежим в магазин? Особенность шопинга заключена в том, что при совершении покупок у человека в крови подскакивает уровень серотонина, так называемого гормона счастья, который в свою очередь способствует борьбе с депрессией и тревогой. Более того, серотонин управляет аппетитом, эмоциями, порывами и пристрастиями, способствует сну, оказывает антистрессовое действие, регулирует тонус сосудов, развитие аллергии, воспалительные реакции и даже иммунитет. А так как серотонин также отвечает и за смену настроения, то всем ходокам по магазинам советую вкусно поесть перед вылазкой, дабы выработать спокойное отношение к прельщающим взор предметам (повысить уровень гормона).

Мужчины считают, что женщинам свойственно делать всевозможные покупки, по большей части бессмысленные. Многие женщины, таким образом, избавляются от грустных мыслей, хотя через какое-то время поводов для грусти возникнет предостаточно, так как финансы начнут петь романсы — счета не оплачены, а холодильник пуст.

Шопомания — навязчивая идея, которая не связана с количеством купюр (денег) в кошельке. Ученые умы, изучая мозговую активность женщин, страдающих шопоманией, пришли к заключению, что во время процесса приобретения (покупок) у представительниц слабого пола полностью отключаются зоны головного мозга, отвечающие за рациональное мышление, зато включаются отделы, отвечающие за эмоции, в которых нарастает напряжение. Поэтому, поддавшись эмоциям, люди идут на бессмысленные траты, о которых в дальнейшем будут жалеть…

Принято считать, что причина шопомании — неудовлетворенность. Такой человек ничем внешне не отличается от обычных людей, просто в силу своей неудовлетворенности он ищет любые способы успокоения. В гонке за приятными ощущениями человек радует себя всевозможными вещами.

Ониомания (магазиномания) чаще всего развивается у женщин с заниженной самооценкой, на почве недостатка внимания, одиночества, разочарования и скуки. Покупки «заставляют» слабый пол чувствовать себя более успешными, яркими. Причина шопомании может крыться и в личной жизни. Женщина превращает слезы в бриллианты, опустошая банковский счет суженого в качестве компенсации за свою красоту и молодость…

Конечно же, если вы умеете держать себя в рамках определенной суммы и балуете себя покупками, которые вам для чего-то нужны, то в такой любви ничего страшного нет – это не самый плохой способ снять стресс. Но если же потерян контроль, и вы транжирите средства, отложенные на другие цели, без разбору, страдаете и беситесь, когда не можете сразу заполучить то, на что вперили свой взгляд, утеряли способность получать удовольствие от каких-то других вещей, то здесь нужно обращаться к психологу и искать более глубокие причины такой мании.

Шопоголизм — привычка или диагноз?

Это явление вошло в нашу жизнь вместе с супермаркетами и распродажами.

Кто из нас не мчался галопом в магазин при слове «распродажа» или «скидка»? Неимоверное количество рекламы, которые просто зомбируют.

И такое наблюдается во всем мире. Мы набрасываемся на вещи, продающиеся по дешевке. А дома готовы на себе волосы рвать от уловок торговли, зарекаясь не попадаться на эту удочку…

Я думаю, что шопоголизм – ненасыщенная зависть. Желание всех перещеголять. Вещь приобретается не для себя «любимой», а для того, чтобы тобой восхищались. А если ко всем прелестям у нас есть еще и возможность отовариваться в дорогих бутиках, то это достаточно весомый способ добиться «уважения» в обществе, где по одежке встречают. Шопоголик – человек, зависящий от вещей. Значит, уже не вещь становится частью его «я», а сам человек становится частью вещи…

Психологи разделили шопоголиков «на разновидности», по манере поведения.

Спонтанный шопоголик — человек, не считающий себя шопоголиком. Идет он в магазин со списком реально необходимых вещей, однако, увлекшись, закидывает в корзину пару, тройку приглянувшихся товаров.

Осознанный шопоголик сознательно направляется в магазин за снятием стресса, за зарядом положительных эмоций.

Целеустремленный шопоголк тратит деньги, не задумываясь. Такой человек не ведает, что творит.

Можно разделить шопоголиков и по степени адекватности.

Разумный шопоголик покупает вещи необходимые ему, но в несколько раз превышая объем необходимости.

Истинный шопоголик хватает все, что понравилось…

Абсолютно свободных от страсти к шопингу не существует. Как говорится, нет здоровых, есть недообследованные.

Беготней по магазинам мы пытаемся заполнить пустоту. А разве это болезнь? Какие симптомы?

Страсть к покупкам, которую невозможно контролировать.

Мания (желание совершать покупки) настолько сильна, что стоп срабатывает тогда, когда загорается красный свет (денег ноль).

Любая стрессовая ситуация «заедается» (покупками).

Постоянное обсуждение купленного товара.

Апатия без регулярного «визита» в торговые заведения…

В семье, где живет шопоголик, неизбежны проблемы. Трата средств безобидна, пока от нее не становится плохо самому человеку и его близким. Бесконтрольное опустошение карманов отрицательно сказывается на отношениях, разрушаются семьи. Так что самое радикальное средство для «излечения» — не давать денег…

Согласно исследованиям, 52% женщин получают от походов по бутикам больше удовольствия, чем от секса. Так что мужчины — есть над чем подумать…

Страстью к покупкам заразился не только женский пол, но и мужской.

Просто мы различны в своих пристрастиях. Женщины покупают одежду, косметику, меха, драгоценности, мужчины – машины, технику, недвижимость, коллекционируют часы. В некоторых формах шопомании мужчины не только догнали, но и перегнали женщин…

Как же вылечиться от магазиномании?

Проанализируйте своё поведение и свои покупки. Если есть проблема, то признайтесь, что изменения необходимы.

По горло сыты ежедневной рутиной, занимайте своё время — спортивный зал, хобби.

Одиночество душит вас – общайтесь, да хотя бы с соседкой по лестничной клетке.

Расставляйте жизненные приоритеты.

Собираясь в очередной «круиз», составляйте перечень действительно нужных вещей. Ведите запись всех купленных товаров за месяц.

Не ходите по магазинам в одиночку. Всегда найдется друг, который «стукнет по темечку» — отрезвит вас, поможет взять себя в руки.

Планируйте бюджет, учитывая все расходы.

Чтобы шопинг не превращался в манию, психологи советуют честно отвечать на вопросы: «Зачем я иду в магазин?», «Чего мне не хватает на самом деле?»

Помните, осознание и принятие себя таким, какой вы есть — первый шаг к «излечению» от зависимости. Любите красиво выглядеть, жить в благоустроенных домах, вкусно покушать и т.д и т.п – это действительно прекрасно, если рядом со всеми вашими хотениями не маячит Фобия.