Инклюзивное образование означает

Инклюзивное образование означает

Модель инклюзивного образования

Инклюзивное образование означает, что все учащиеся могут быть принятыми на обучение школами по месту жительства в подходящие по возрасту классы, несмотря на особые потребности того или иного ребенка. Обучение без ограничений и ярлыков. Вот к чему призвана инклюзивная методика преподавания.

Условия инклюзивного образования для учеников с аутизмом и зпр:

Право на получение образования в наименее ограничительной среде

  • Возможность изучать соответствующее (социальное) поведение от типично развивающихся одноклассников
  • Взаимодействие с другими учениками на равных правах и в равных возможностях

Это достаточно сложная практика, которая включает в себя гораздо больше, чем просто участие в учебном процессе детей с особыми потребностями наравне с другими учениками. Внедрение новых правил будет как для учеников, так и для учителей. Но сложная методика, не значит ненужная! В наше время, которое превозносит толерантность и терпимость, является наилучшим моментом для перехода к данному этапу образовательной системы. Эта система в будущем даст новые возможности для развития общества. Любое обучение должно приносить пользу и развитие. Новый метод обучения призван дать мотивацию всем участникам образовательного процесса на более продуктивное взаимодействие через инклюзию(объединение).

Плюсы и минусы

+ Отсутствие ограничений в обучении и развитии

— Недостаток финансирования для внедрения данной образовательной системы

+ Возможность образования в типичной среде

— Наличие небольшого количества профессиональных кадров для старта новой модели образования

+ Развитие стандартного социального поведения

— Субъективность оценки приобретенных знаний учащихся

+ Приобретение более высокого уровня коммуникационных навыков

— Доступность инклюзивного образования не во всех школах страны

+ Толерантная модель поведения общества

— «Информационный пробел» среди населения, которое нуждается в консультации правовых нюансах данного обучения

= Мотивация для обмена опытом среди учеников разного уровня социального развития

Исходя из выше перечисленной информации можно сделать один вывод: сложность данной методики – это не общественные предрассудки, а ряд других проблем:

  • финансирование
  • повышение квалификации учителей
  • обновление учебных материалов
  • урегулирование правового поля

Вот над чем нужно будет поработать специалистам в этой сфере. Это не решится в один день, но курс намечен правильный и отступать от него не стоит.

Программа инклюзивного образования в России

Главный акцент – это уникальность! Именно это просматривается во всех положениях федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Система образования изначально должна строится на доступности знаний для всех без исключения. Новые мировые тенденции не обошли и Россию. Этот факт подкреплен рядом правовых норм, которые изложены в законе. А именно:

  1. Гибкость методики обучения
  2. Новая материальная база
  3. Индивидуальные потребности учеников
  4. Отход от унификации как главного принципа обучения
  5. Главной фигурой образовательного процесса является ученик

Программа инклюзивного образования в Украине

Особенностью инклюзивного образования в Украине являются дополнительные коррекционно-развивающие занятия, а также вспомогательные материалы. Ведь даже наличие хороших специалистов не является залогом успеха без подручных материалов. Проект нацелен на:

  • Полноценное обучение детей для дальнейшего поступления в университет
  • Разработка плана по увеличению рабочих мест для людей с инвалидностью
  • Возможность дистанционного образования
  • Преподавание предметов с помощью языка жестов и шрифта Брайля

Мировое представление об инновациях

Важным толчком развития этого направления в образовании можно назвать Саламанкскую декларацию (http://www.fl-life.com.ua/inclusion/?page_id=870), которая провозглашала равенство доступа к единой системе образования для всех детей. Позже ряд других правовых документов и проектов (http://www.conventions.ru/view_base.php?id=645) закрепил эту тенденцию. Большинство прогрессивных стран мира поняли необходимость единой системы, в которой будет место каждому без исключения. Воспитание новых ценностей является важным элементом для будущего поколения. Равные возможности в образовании позволят обществу развиваться быстрее и продуктивней. В некоторых странах объединение учеников разного уровня развития не считается новым подходом, а давно стало единственно верной методикой. Тут можно ссылаться на Италию, Германию, Испанию и Австралию. Остальные страны, которые решили перенять опыт у более прогрессивных соседей пытаются наверстать упущенное и как можно скорее внедрить новый подход и у себя.

Тьютор – важный элемент интеграции

Тьютор – это специалист, который призван сопровождать ребенка с ОВЗ в новой образовательной среде, адаптируя его к новым условиям обучения без ущерба для психического состояния. Главная функция этого специалиста — помочь учителю установить контакт с ребенком и создать максимально удобный план обучения для ученика с аутизмом и зпр.

Статьи в тему:

Подробное описание признаков аутизма у взрослых здесь ,

Описание признаков аутизма у детей здесь.

Роль пмпк в инклюзивном образовании

Профессиональные задачи:

  • Принятие принципов инклюзивного обучения
  • Организация совместного обучения нормальных детей и детей с особыми потребностями
  • Создание специальных образовательных условий для детей с особыми потребностями
  • Разработка индивидуальных учебных программ
  • Участие экспертов образовательных учреждений в междисциплинарной программе
  • Вовлечение в работу волонтерских организаций для внедрения инклюзивного образования

Отзывы об инклюзивном образовании

Информация взята с форума forum.sibmama.ru

Наличие дополнительного учителя в классе считаю большим преимуществом

Обычные школы совершенно не оборудованы для детей с аутизмом и зпр

Индивидуальный подход может дать ребенку с аутизмом мотивацию к развитию и социализации

Насмешки детей могут негативно повлиять на психику ребенка-инвалида

Наличие большого количества друзей положительно повлияет на психику ребенка

Недостаток финансирования тормозит развитие самой идеи инклюзивного образования

Очень актуальная тема, которую надо развивать и всячески поддерживать

Мало учителей, которые действительно могут понять разницу в развитии обычного ребенка и ребенка с особыми потребностями

Есть ли будущее в инклюзии?

Активное участие детей с особыми потребностями в общественной деятельности уже давно не считается будущим. Прогресс давно не стоит на месте в вопросе образования и развития детей. Уникальность и особенность есть в каждом ребенке. Школа — это основной плацдарм для моделирования личности. Инклюзия призывает наше общество к прогрессивному взгляду на построение социума. Можно сделать вывод, что инклюзивное образование является приоритетом государственной образовательной политики. Проработав главные проблемы для введения инклюзивного образования в массы, мы получим совершенно иной подход к обучению детей с аутизмом и зпр, и сможем отойти от идей устарелых стандартов, которые смело можно назвать ошибочными. Ведь утверждать, что дети с особыми потребностями менее талантливы или менее способны к обучению, мы не можем.