Массаж гиперактивным детям

Некоторые дети отличаются особым социальным поведением, причины которого бывают как биологического, так и генетического происхождения. Особые потребности таких детей отражаются на их социальном поведении, познавательных (когнитивных) функциях и особенностях движения. Для некоторых детей проблемными являются приобретение ловкости в движениях, формирование связей со сверстниками, развитие мыслительных способностей. Учитывая эти особенности развития ребенка, взрослые должны хорошо оценивать их потребности (как для любого другого ребенка), понимать затруднения, возникающие у таких детей в процессе обучения и развития. Такие дети особенно нуждаются в том, чтобы рядом с ними были люди, терпеливые и вселяющие в них уверенность.

Тревожный дефицит внимания у детей и гиперактивность

Ребенок, у которого есть признаки тревожного дефицита внимания, часто характеризуется явной невнимательностью и дезорганизацией в своих действиях, в то время как у ребенка, который к тому же и гиперактивен, проявляются нарушения речи, памяти, координации движений и диспраксии (двигательных расстройств). Диспраксия – это нарушения развития некоторых интегрированных функций мозга, отвечающих за визуальное восприятие действительности, способности к чувственному восприятию, концептуализации, оценки последствий своих действий, программирования этих действий и поступков, а также правильной двигательной активности. Все это приводит к трудностям и задержкам в обучении таких детей, а часто и неспособности к обучению.

Органическая, или неврологическая гиперактивность

Органическая (конституциональная) гиперактивность характеризуется гиперкинезией (увеличением объема и количества непроизвольных движений), которая часто сопровождается дефицитом движений. У таких детей возникают трудности с концентрацией внимания, поскольку их головной мозг функционирует одинаково активно как ночью, так и в течение дня. Движения у таких детей носят беспорядочный характер, они рассеянны, у них плохая память и они постоянно двигаются во время сна. Поскольку такие мозговые дисфункции проявляются в самом раннем возрасте, существенно, чтобы ребенок находился под постоянным медицинским контролем детского невролога и детского психолога.

Гиперактивность социоаффективная, реляционная (касающаяся взаимоотношений между людьми), или реактивная (возникающая вследствие реакции на что-либо)

Дети, проявляющие эту форму гиперактивности, вначале имеют совершенно нормальное поведение. Но со дня на день они становятся все более импульсивными, часто агрессивными, неспособными владеть своими эмоциями. Такие дети недостаточно точно и небрежно выполняют учебные задания или любую другую работу. Их внимание рассеянно, как в учебе, так и в игре. Они кажутся часто отвлеченными чем-то, когда к ним обращаются, и поэтому они не могут выполнять инструкции и команды. Это не вызвано их непониманием задания или оппозиционным поведением. Однако им трудно выполнить задание до конца, делать рутинную или тяжелую работу. Некоторые из таких детей испытывают трудности в организации своей деятельности, не любят работы, требующей каких-либо усилий, и даже забывают о том, что им необходимо выполнить какое-то задание или работу. Они часто теряют вещи, необходимые для выполнения заданий (игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги), легко отвлекаются на какие-то внешние раздражители. Такая форма гиперактивности обусловлена психосоциальными факторами, например, стрессовыми ситуациями, семейными или психологическими проблемами.

Массаж для детей, страдающих гиперактивностью

Любой ребенок нуждается в тактильном контакте для того, чтобы правильно развиваться. Лишенный этого, ребенок начнет слабеть и чахнуть. Массаж в любом случае углубляет эмоциональную связь между ребенком и взрослым, который делает этот массаж.

Прежде чем начинать регулярные сеансы массажа гиперактивному ребенку (которые будут проводить родители или детский массажист на дому), необходимо выработать правильный ритм таких сеансов. Постепенно эта процедура должна войти в повседневную практику. Массаж можно делать и утром, сразу после пробуждения, и в любое другое время. Очень хорошо проводить массаж после вечернего купанья, перед сном.

Важно попросить у гиперактивного ребенка разрешения на массаж. Если ребенок наотрез отказывается, чтобы ему делали массаж, предложите ему для начала погладить его ручку или ножку. Ребенок может сам показать то место на своем теле, где бы он хотел, чтобы его массировали.

Если ребенок сопротивляется, попросите его помассировать вам плечи или голову. Не торопитесь, чтобы установилась доверительная связь между вами и ребенком. Не настаивайте, если в какие-то дни ребенок отказывается от массажа. У каждого из нас могут быть такие дни, когда нам не хочется контакта с другими людьми. Важно всегда прислушиваться к реакции ребенка на ваши действия и иметь терпение.

Сеанс массажа для гиперактивного ребенка не должен продолжаться более 30 минут. После истечения этого времени такие дети перевозбуждаются и от этого утомляются.

Детский медицинский центр Восточный округ, «Маркушка».