Советы психологов о том, как подготовить ребенка к новому учебному году

подготовка к новому учебному году

Развивающие игры, конструкторы, рисование, лепка, игры на свежем воздухе будут не только интересны ребенку, но и помогут подготовить его к новому учебному году, считают опрошенные психологи.

Учим играючи

Первое сентября не за горами, у родителей еще достаточно времени, чтобы подготовить свое чадо к новому учебному году. Прежде всего, нужно уже летом ввести режим дня, отметила доцент кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Елена Мухортова.

Она добавила, что родителям также следует вести разговоры с ребенком о важности получения знаний и трудолюбии, заниматься с ним. «Должна быть «включена» рука. Важно, чтобы ребенок рисовал, занимался лепкой», — посоветовала эксперт. Такие занятия должны длиться не пять минут, пока ребенку не надоест, важно научить будущего школьника заниматься длительное время одним делом, поэтому на подобное времяпрепровождение нужно тратить хотя бы полчаса в день, отметила она.

«Ребенок должен находиться в стимулирующей среде. Ему нужны пазлы, лего, также стоит посещать магазин детских книг http://www.raduga-kids.ru/knigi-i-diski/, так как ребенку необходимо чтение книг с последующим обсуждением, нужно смотреть развивающие телепередачи с ним», — советует Мухортова.

Специалист также считает, что надо чередовать интеллектуальную и физическую деятельность ребенка, он должен проводить много времени на свежем воздухе, двигаться, играть с мячом — готовиться к дальнейшей нагрузке в школе.

Нельзя заниматься с малышом только чтением и обучением счету, отмечает профессор кафедры возрастной психологии МГППУ Нина Гуткина. По ее словам, в дошкольное время важно удовлетворить игровую потребность будущего первоклассника. «Интеллект и личность ребенка преимущественно развиваются внутри ведущей деятельности, которой для дошкольного возраста является игра, почти полностью вытесненная сегодня из жизни малышей обучающими занятиями. В связи с этим слабо формируется интеллектуальная и личностная готовность к школе», — сказала Гуткина.

Эксперт отметила, что готовность к школьному обучению нельзя сформировать на специальных подготовительных занятиях. «Чем больше готовят ребенка к школе, учат читать, считать и тому подобное, тем менее он к ней готов физически, интеллектуально и личностно», — сказала она.

Учитель в авторитете

Специалисты считают, что ситуации, когда будущий первоклассник не хочет учиться, редки. «Если мы говорим о первоклассниках, о возрасте шесть-семь лет, то это — уникальная ситуация. У ребенка есть готовность учиться, как говорят психологи», — сказала ведущий специалист по возрастной психологии МГППУ Анна Шведовская.

Она добавила, что если в начальной школе учитель толерантен, а родители помогают ребенку, то школьник в свою очередь не теряет желания учиться на начальном этапе обучения.

По словам психолога, в это время для ребенка учитель является главной фигурой. «Авторитет учителя для ученика начальной школы выше родительского», — отметила Шведовская, она добавила, что родители должны принять этот факт, в нем нет ничего плохого.

Заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ Виктор Гуружапов разделяет мнение специалиста и считает, что одна из самых главных задач для родителей с первого дня обучения ребенка — сохранять в сознании школьника авторитет учителя.

Не хочу учиться…

Гуружапов советует родителям не торопиться отдавать ребенка в школу. По его словам, дети только к семи годам начинают ощущать свое социальное положение.

«Школа — место, где ученик находит себя. Если отдать ребенка в школу очень рано, то у него может еще не успеть сформироваться потребность к целям, тогда учитель не будет нужен», — сказал психолог.

Если родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок наотрез отказывается идти на занятия, то, скорее всего, нужно искать другую школу, считает эксперт. «Если такое произошло, то с этой школой ничего не получится. Тут нет никакой психологии, это практика. Иногда переход в новую школу помогает, а иногда нет», — сказал собеседник агентства.

Он добавил, что в подобной ситуации следует обратиться к психологу, так как причин не идти в школу у ребенка может быть множество, но не все они катастрофичны.

Нежелание ребенка учиться, не связанное с учителями и одноклассниками, нередко появляется у школьника к третьему классу, сказал психолог.

«Ученику просто становится неинтересно. Родителям нужно поговорить с учителем о том, как помочь их ребенку продемонстрировать себя», — посоветовал Гуружапов. Он также добавил, что следует обратить внимание ученика на школьные кружки.