У детей – жертв домашнего насилия, и солдат, принимавших участие в боевых действиях, имеются одинаковые функциональные нарушения деятельности головного мозга

домашнее насилие

Домашнее насилие и война оказывают аналогичное воздействие на мозг детей и солдат. Лицезрение сцен жестокости и насилия приводит к длительным функциональным нарушениям деятельности мозга и повышает риск развития психических заболеваний.

Таковы данные исследования, проведенного группой ученых из лондонского Университетского колледжа и Центра Анны Фрейд. Работа опубликована 5 декабря в журнале Current Biology.

Как выяснили авторы исследования, как в мозге детей — жертв домашнего насилия, так и в мозге участников боевых действий длительно сохраняется патологическая готовность к потенциальной опасности.

В исследовании принимали участие 20 жителей Лондона в возрасте около 12 лет, ставшие объектами или свидетелями домашнего насилия. Активность различных участков мозга детей исследовалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Пока ребенок находился в томографе, ему демонстрировались мужские и женские лица с различными выражениями – грустными, задумчивыми и агрессивными. Показатели мозговой активности сравнивались с контрольной группой из 23 детей, живущих в спокойной домашней обстановке.

Мозг детей из неблагополучных семей реагировал на изображения выражающих агрессию лиц иначе, чем мозг детей, не затронутых домашним насилием. Томограф зафиксировал у таких детей повышенную активность в передней части островковой доли и миндалине – двух участках головного мозга, связанных с обнаружением внешней угрозы и реакцией на нее.

Предыдущие исследования показали аналогичную аномальную активность в головном мозге солдат, принимавших участие в боевых действиях. Как предположили авторы исследования, увиденные сцены жестокости и насилия предрасполагают мозг к чрезмерной реакции на потенциальную угрозу.

По мнению руководителя группы ученых, доктора Имона МакКрори (Eamon McCrory), подобная реакция детского мозга представляет собой естественный адаптивный ответ на опасную ситуацию. Однако в более взрослом возрасте у таких детей повышается риск различных психических заболеваний, в частности тревожных состояний, неврозов, депрессии.