Взаимодействие восприятия речи и соматосенсорной системы

восприятие речи

Учебники по нейробиологи утверждают, что наши пять чувств существуют отдельно друг от друга. Однако любой, кто пытался насладиться вкусным обедом с заложенным носом, скажет вам, что это не так. Слух и зрение, по-видимому, связаны так же, как обоняние и вкус. Наиболее ярким примером может служить так называемый «эффект Макгурка», при котором зрительная информация, как пример, движение губ, оказывает воздействие на человеческое восприятие речи.

Дэвид Остри, совмещающий работу в Университете Макгилла и центре исследований речи Хаскинских лабораторий в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, долгие годы изучал взаимодействие восприятия речи и соматосенсорной системы. К последней относится сеть кожных и мышечных рецепторов, которые собирают для мозга тактильную информацию. В своей последней статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences USA, Остри выводит результаты, полученные им.

В процессе эксперимента во время прослушивания испытуемыми составленного компьютером набора слов специально разработанное робототехническое устройство слегка растягивало в разных направлениях кожу вокруг рта. Подобранные слова были похожи по звучанию, как, например, head или had. Как сообщает сайт hearing.in.ua, когда уголки губ испытуемых приподнимали кверху, что приближало рот к положению, необходимому для произнесения слова head, испытуемые были склонны слышать head, даже когда на слух слово звучало нечетко. Если рот испытуемых оттягивали вниз, будто бы они собираются сказать had, люди чаще слышали had, даже когда звучание было ближе к head. Оттягивание уголков губ назад не влияло на восприятие человеком речи. Кроме того, анализ показал, что натяжение кожи влияет на восприятие речи только тогда, когда соответствует движениям при реальной вокализации.

Это не первая попытка вызвать когнитивный ответ, стимулируя область рта. В 1988 г. ученые показали, что можно улучшить настроение испытуемого, попросив его зажать между зубами карандаш, потому что это движение заставляет имитировать улыбку. Подобные эксперименты проводились и в отношении восприятия. Но, как отмечает Азиф Газанфар, исследователь из Принстонского университета, большинство из них фокусировались на исследовании эмоциональных реакций, которые требуют больше времени для развития, в отличие от эффекта, полученного в исследовании Остри. Последний возникает практически мгновенно. «Что действительно важно в полученных результатах, так это скорость, с которой возникает эффект — порядка десятка миллисекунд, — подтверждает Азиф Газанфар. — Это объясняет то, что мозг не существует отдельно от тела. Невозможно выделить событие, которое происходило бы исключительно в голове, без учета состояния тела».

Данные, полученные Остри, возвращают нас к моторной теории восприятия речи, разработанной в 60-х гг. XX в. Согласно основной гипотезе, нейронные механизмы, обеспечивающие генерацию речи, также участвуют и в ее восприятии. Фернандо Ноттебом исследует речь на модели певчих птиц. Он рассматривает работы Остри как одно из важных свидетельств в пользу этой концепции. Сам же исследователь подчеркивает, что соматосенсорная система может влиять на восприятие речи без привлечения моторной системы.

Ранее исследования неоднократно показывали, что зоны человеческого мозга, которые отвечают за обработку слуховой, моторной, а также тактильной информации, находят пересечения в некоторых областях. Причем на данный момент остается невыяснено, как происходит их взаимное действие при регуляции восприятия речи. Остри и его коллеги надеются прояснить этот вопрос в своих дальнейших исследованиях с обратным опытом. Будет изучено не восприятие последовательности звуков на слух, а тактильные ощущения, возникающие при последовательности натяжений разной интенсивности и направления. Такой эксперимент позволит выяснить, влияет ли звуковая стимуляция на то, что испытуемые чувствует кожей. Остри предполагает, что осязание и слух оказывают двустороннее влияние друг на друга: мы можем не только слышать ртом, но также осязать ушами.

Перевод статьи Эрика Уэстли.