К внешним факторам относится хронический стресс. Например, связанный с разными непростыми переменами, происходящими в жизни ребенка: утрата близких родственников или друзей, несчастный случай или серьезная болезнь в семье, переезд в другой город или смена школы — все это может привести к депрессивным состояниям. Это зависит от того, насколько значима реакция самого человека на изменения. Одни спокойно реагируют, например, на переезд на новое место жительства и даже рады этим переменам, другие сильно скучают по друзьям и родственникам. Во втором случае состояние может задерживаться надолго. Особенно, если взрослые его будут игнорировать или пытаться как-то принудительно убрать («не плачь», «ничего страшного», «все наладится», «скоро появятся новые друзья»).
На внутренние обстоятельства большое влияние оказывает чрезмерная критичность к себе. В каждом из нас внутри есть критик, который говорит: «С этим заданием ты не справишься», «Как ты мог так поступить?» У детей этот критик очень часто навязан обстоятельствами. Например, если в школе (детском саду) жесткий учитель (воспитатель) оценил не только знания, но и резко высказался о личности ребенка.
Нередко и в семье к оценкам в дневнике относятся весьма критично — когда четверка считается плохой оценкой, не говоря уже о тройке. Часто ситуация накала возникает накануне экзаменов. В это время возрастает уровень тревоги, а взрослые ее еще и усиливают: преподаватели и родители пытаются нагнетать обстановку, и тогда ребенок самостоятельно уже не может справиться.
Отношения внутри семьи — еще один важный фактор. Ссоры, физическое и психологическое насилие, резкая оценка родителями своего ребенка, чрезмерная жесткость и требовательность, навязывание интересов и собственного мнения, в частности по поводу выбора специальности и колледжа или вуза, — все это накладывает свой отпечаток на психическое состояние ребенка.