Авиафобия: как научиться летать?

авиафобия

По статистике авиафобией – страхом воздушных перелетов – страдает около 40% жителей развитых стран, включая Россию. Причем 80% из них боятся летать панически, то есть просто наотрез отказываются перемещаться с помощью воздушного транспорта. Это серьезная психологическая проблема, которая, тем не менее, поддается лечению.

Страх могут внушать самые разнообразные вещи, связанные с перелетами. Кто-то боится взлетов и посадок, другие пребывают в панике от полета над водой или горами, третьи опасаются того, что пилоты могут вести самолет в нетрезвом состоянии и не справятся с управлением. Щемящее ощущение под ложечкой, заложенные уши, тошнота, вид стремительно отдаляющейся земли, полная потеря контроля над ситуацией. Прямо скажем – «чарующие» переживания. Масла в огонь подливают приходящие на ум сообщения об авиакатастрофах и терактах, кинофильмы, смакующие эти катаклизмы.

Но современному, а тем более деловому человеку без авиауслуг не обойтись: у него просто нет времени на долгие путешествия поездом или пароходом. К тому же катастрофы и теракты с тем же успехом могут поджидать вас и на земле, где, в общем-то, все гораздо опаснее, чем в воздухе. Попробуйте представить себе «земные» опасности. Вы поймете, что на самом деле надо бояться не самолетов, а машин. Ведь «воздушная птица» – вещь куда менее страшная, чем автомобиль или автобус. Автомобильные аварии случаются намного чаще, также машины чаще ломаются, и для их буксировки требуются фаркопы wrangler, которые представлены на сайте http://fabrikafarkopov.ru/?m=Jeep&model=Wrangler%202007-. По статистике, в России в автокатастрофах ежегодно гибнет около 35 тыс. человек, а в авиационных во всем мире – 1100. Рост в последние годы числа авиакатастроф и соответственно смертей связан с резким увеличением объема воздушных перевозок. Вот очередной парадокс технического прогресса: полеты становятся все безопаснее, но в абсолютных цифрах число погибших увеличивается. В зоне ответственности российских авиадиспетчеров (25 млн кв. км) каждую секунду находятся 100 тыс. человек. По мнению специалистов, по сравнению с 1993 годом, когда наша авиация была близка к полному развалу, в России стало безопаснее летать в десять раз.

Еще одно квалифицированное мнение. Президент Всемирного фонда за безопасность полетов Стюарт Метюз полагает, что главное – «не брать всю эту чушь в голову и летать будет легко и приятно». По расчетам служб его организации, шанс попасть в авиапроисшествие у вас будет только тогда, когда вы будете пользоваться авиатранспортом каждый день на протяжении 13 лет. Но вероятность погибнуть при этом у вас будет только в одном случае из десяти.

Побороться же с мучительным ужасом, а при некотором усердии и избавиться от него вполне возможно. Об этом и разговор.

Разберемся с симптомами

Вы пользуетесь услугами авиакомпаний, преодолевая неимоверный страх? Уже на регистрации рейса стоите с бледным лицом и влажными от страха ладонями? А в салон вас приходится вести под руки? Заняв место, вы тут же интересуетесь, скоро ли посадка и где лежат спасательные жилеты? К тому же, в течение всего полета вы прислушиваетесь к своим внутренним ощущениям, а покидаете лайнер с полной уверенностью, что остались живы чисто случайно? В глубине души вы мечтаете, чтобы все авиалинии до одной завтра же закрылись, и человечество навсегда забыло законы аэродинамики? В таком случае психолог поставит вам диагноз «авиафобия».

Два лика – два подхода

Прежде всего, вам надо разобраться, имеет ли ваша авиафобия объективные причины. Таковыми могут быть болезнь сердца или слабый вестибулярный аппарат. Во время полета человек поднимается на высоту, где меняется атмосферное давление. А это влечет за собой изменение давления кровяного, перестают слаженно работать системы человеческого организма. Если вы чем-либо больны, адаптироваться к столь нестандартным условиям вам будет существенно труднее. Страх перед полетом может спровоцировать психовегетативный криз. При нем человеку становится физически плохо: сердце колотится, пот льет ручьем, давление скачет. Если с вами такое случается, нужно идти к специалисту – лучше к психиатру, который занимается вегетативными расстройствами.

Если же вы физически здоровый человек, то авиафобия не имеет под собой никаких разумных оснований. Речь о страхе. Он накатывает на вас внезапно. Учащается сердцебиение, ощущается озноб и даже удушье. В 99,9% случаев вы боитесь того, что заведомо безопасно. Но страх возникает помимо воли. Он настолько охватывает сознание, что теряется способность к логическому мышлению и адекватным действиям – человек может начать биться в истерике, кричать, звать на помощь. Это называется «паническая атака».

Откуда что берется?

Любой страх, и полетов, в том числе, не возникает на пустом месте. При внимательном рассмотрении специалист, анализирующий происходящее, восстановит логическую цепочку и найдет событие, послужившее «спусковым крючком» для формирования фобии авиаперелетов. Это может быть практически любая ситуация, сопровождающаяся интенсивным переживанием страха: автомобильная авария, приступ удушья и головокружения в закрытом пространстве, прессинг морального давления в социальной среде, ощущение нехватки воздуха во время занятий подводным плаванием, да и мало ли что еще. При этом как минимум два фактора присутствуют обязательно: сильный испуг и явное или скрытое чувство беспомощности, безысходности. В дальнейшем рисунок, то есть все составные части и нюансы пережитого страха, запечатлеваются в сознании и могут проявиться в других обстоятельствах, в частности, в салоне самолета. Ведь там, хоть и в незначительной степени, присутствуют оба этих фактора: присущая большинству людей боязнь высоты и чувство безысходности, поскольку выйти из самолета, и правда, некуда.

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

Обычно психотерапевты работают сразу в нескольких направлениях. Первое – внушение, гипноз. Это помогает блокировать острые проявления страха. Второе направление – убеждение в том, что бояться нечего. И, наконец, третий метод – психоанализ, или направление, которое занимается основой фобий. В этом случае доктору приходится «нырять» в скрытые глубины личности и пытаться там найти первопричину страха. Есть ужасные «впаянные» в память впечатления и связанный с ними негативный условный рефлекс. Врач стремится ослабить эту связь и заменить на позитив.

Научиться без стресса переживать травмирующую ситуацию помогает постепенно и планомерно приобретаемый позитивный жизненный опыт. Верните себе способность улыбаться в любой критической ситуации – и вам будет море по колено! Психологи советуют начать с детской иллюстрированной энциклопедии «Все о самолетах»: в ней много цветных картинок, и отпечатана она на глянцевой бумаге, простое прикосновение к которой наверняка будет вам приятно. Можно построить курс лечения на специальных компьютерных играх, где вам доверят штурвал истребителя. Подобные тренажеры есть практически во всех залах игровых автоматов. Или купите компьютерную игровую приставку и «полетайте» в домашних условиях. По этому принципу построены западные тренинги, на которых люди привыкают к мысли, что летать не опасно. В США, например, разработана терапевтическая компьютерная система. Пациент надевает шлем, садится в кресло с вибрирующими элементами и «летит»: он видит себя сидящим в салоне самолета у иллюминатора, выглянув в который может лицезреть удаляющуюся взлетную полосу. Рейс сопровождается натуральными звуками, среди которых есть и тревожные, вроде остановки двигателей. Таким образом, в виртуальном самолете можно под контролем врача устраивать и групповую терапию – тогда в креслах будет несколько пассажиров, которые могут делать все то же, что и в реальной жизни: общаться, спать…

Читайте книги про знаменитых авиаконструкторов. Коллекционируйте открытки и марки с изображением самолетов. Короче, попытайтесь узнать о предмете вашего страха как можно больше.

Боязнь высоты можно побороть при помощи скоростных лифтов. Наконец, можно специально организовывать тренировочные непродолжительные полеты. Есть и организации, которые оказывают такие услуги. Например, в НИИ имени Громова при школе летчиков-испытателей существует коммерческая фирма, которая катает желающих на небольших самолетах.

С помощью психолога разберитесь в своих ощущениях. Ведь, например, смерть близкого друга в авиакатастрофе все-таки не является частью вашего жизненного опыта. Друг в той ситуации и вы «здесь и сейчас» – два совершенно разных случая. Из той трагедии вовсе не вытекает, что вы всю оставшуюся жизнь должны бояться. В конце концов, у вас гораздо больше шансов погибнуть от упавшей на голову сосульки, чем при падении самолета.

Только не потакайте своему страху! Если дать ему хоть один раз победить себя, он останется на всю жизнь. Но не стоит рассчитывать расстаться со своей фобией быстро и без особых усилий. Так не бывает, даже с помощью специалиста. В любом случае требуется время и терпение, ваше желание и постоянный труд. В эту работу нужно вкладывать эмоции, интеллект, аналитическую составляющую. Только так можно победить свой страх.

Не бросай себя на произвол судьбы!

Но что делать, если лететь надо завтра и времени избавиться от авиафобии на тренажерах и у психотерапевта нет? Как погасить свое воспаленное воображение и избавить себя от ненужных стрессов?

Лучше всего поспать. Лягте накануне как можно позже, подымитесь пораньше, примите перед полетом таблетку снотворного – и усыпите на время организм, а заодно и все страхи.
Еще один (наиболее распространенный) вариант – крепко выпить. Но, имейте в виду, что медики крайне отрицательно относятся к такому подходу – алкоголь может только усиливать страх смерти и приводить к паническим атакам на психику.

Можно принять успокоительные таблетки, но без злоупотребления. Они затормаживают деятельность мозга и мешают сконцентрироваться, а авиаперелеты связаны с выполнением массы формальностей, так что концентрация внимания тут просто необходима. В крайнем случае, выпейте полтаблетки седуксена, но не мешайте транквилизаторы со спиртным: от этой смеси ваше сознание затуманится, чуть ли не до обморочного состояния.

Некоторым помогает бонин. Предназначение этого лекарства – уберечь от тошноты во время взлета и посадки.

Есть масса психологических уловок. Самолетному «фобу» надо как-то себя успокоить. В ход идет любая аргументация. Например, если вы летите российской авиакомпанией, «приручайте» себя тем, что все отечественные самолеты, не в пример заграничным, делались с тройным запасом прочности. Если же вас везет американская Delta или British Airways – радуйтесь, что летите на новеньком лайнере. Парк российских самолетов крайне изношен.

Если заснуть и выпить вам не удалось, займитесь чем-нибудь интересным. Возьмите с собой увлекательную электронную игру или детектив. Если вы путешествуете в обществе прекрасной спутницы, попробуйте уединиться с ней в последних рядах салона для курящих.

Сам себе психотерапевт

Каждый человек обладает способностью к саморегуляции. Надо лишь уметь своевременно воспользоваться собственными возможностями. Для снятия стресса можно использовать специальные дыхательные техники. Дыхание – это жизнь. Задерживая его, вы лишаете организм потребности, по сравнению с которой все остальное уходит на задний план и хоть на мгновение, но теряет свою актуальность. Это мгновение – ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из-под прямого воздействия стресса.

Для этого сядьте прямо и выдохните весь воздух из легких. С выдохом расслабьтесь. Крепко возьмитесь обеими руками за края сиденья и на вдохе потяните его вверх, словно пытаясь поднять стул. Напрягите руки, живот и остальные мышцы тела, продолжая как будто поднимать стул, на котором сидите. Сохраняя напряжение во всем теле, задержите дыхание. Медленно выдохните через нос, расслабляя тело и отпуская сиденье. После выдоха полностью расслабьтесь. Нигде в теле не должно оставаться напряжения.

Выполните три-пять таких циклов. Время вдоха, выдоха и задержки дыхания определяйте в соответствии с состоянием вашего здоровья и вашим ритмом дыхания. С каждым выдохом освобождайтесь от оставшегося в вас напряжения, как бы «сдувая» его показание со шкалы вашего персонального счетчика-измерителя.

В каждом человеке генетически заложены механизмы защиты в стрессовой ситуации. Нужно только не мешать им запуститься, и заставить работать на нас их, а не на наши страхи.