Нейропсихология

Нейропсихология

Как развивается ребенок? Откуда «растут ноги» у нарушений развития?

Мы привыкли думать, что интеллект — это, прежде всего, умение хорошо соображать и широта кругозора. Однако, это не совсем так. Существует три основных вида интеллекта:

1. Двигательный интеллект
2. Эмоциональный интеллект
3. Познавательный интеллект

Когда ребенок рождается, в первую очередь он учится правильно перемещаться в пространстве. Посмотрите на маленьких детей — обучение двигаться и быть ловким — целая наука.
Двигательный интеллект – база, фундамент развития.
Затем ребенок учится общаться, понимать и выражать свои эмоции. Это эмоциональный интеллект – стены дома.
И только крыша дома – познавательный интеллект – умение читать, писать, считать, мыслить логически. Познавательный интеллект развивается у ребенка в последнюю очередь.
Нарушения развития чаще всего видно в познавательном интеллекте. Это только верхушка айсберга. Проблема может быть гораздо глубже. Когда у дома слабый фундамент, сколько ни ремонтируй крышу, она все время обваливается.

Примеры
Алексей показывал отличные результаты в индивидуальной работе и мини-группе по ментальной арифметике, однако в школе по математике у него стояло много двоек, за четверть выходила двойка. Причина – страх перед контрольными, перед учительницей, боязнь ошибиться. Он не мог сосредоточиться и написать контрольную из-за нарушения эмоционального интеллекта – неумения контролировать свои эмоции. При этом познавательной интеллект ребенка был выше нормы. Коррекция и развитие эмоционального интеллекта исправили ситуацию, ребенок перестал боятся и стал писать контрольные в школе на 4 и 5.Даже если ребенок много знает, но не может ответить из-за волнения, на контрольных, олимпиадах и экзаменах ему мешают негативные эмоции, по факту ребенок получит низкий балл. Это все равно что ребенок не знает.

Иван очень общительный ребенок, уверен в себе, имеет широкий круг интересов. В школе рекомендовали перевести на индивидуальное обучение из-за трудностей по математике. По словам учительницы, ребенок не способен воспринять программу.Нейродиагностика выявила нарушение двигательного интеллекта в области ползания, трудности самотогнозиса, трудности межполушарного взаимодействия, слабость вестибулярного аппарата. Двигательная коррекция, которая заключалась в активации правильного паттерна ползания, мозжечковой стимуляции, развитии межполушарных связей головного мозга значительно улучшили ситуацию. Ребенок закончил четверть на 4.Нарушения двигательного интеллекта приводят к дизграфии, трудности в освоении математики, нарушениям восприятия и обобщения материала. В целом, нарушение двигательного интеллекта ведет к неадекватному развитию, все равно как кривой фундамент неизбежно приведет к трещинам в доме, даже если стены и крыша самого лучшего качества.

Анечке поставили диагноз – расстройство аутистического спектра. Девочка очень трудно воспринимала новые места, новых людей, сильно кричала, если нужно было сделать что-то не так, как она привыкла. Это вызывало серьезные трудности в обучении ребенка. На занятиях по нейрокоррекции были выявлены нарушения навыков ползания, девочка не могла ползать по-пластунски (хотя она давно умеет ходить), не могла перекатываться «бревнышком», с трудом повторяла позы на равновесие, трудности вызывала пальчиковая гимнастика. На курсе ребенок освоил большинство двигательных навыков, при следующем прохождении комиссии диагноз «расстройство аутистического спектра» был снят, Аня стала намного легче адаптироваться к новым местам и новым людям, реже плакать и кричать, если что-то менялось в привычном распорядке дня.
При нарушениях контакта с миром у ребенка прежде всего нарушен контакт с собственным телом. При расстройствах аутистического спектра, умственной отсталости, нарушениях характера в 99,9% случаев наблюдаются нарушения двигательного интеллекта ребенка. Восстановление двигательного интеллекта (капитальный ремонт фундамента) ведет к восстановлению эмоционального интеллекта (стены дома). Таким образом, ребенок выходит на нормативное развитие.