В июне 2009 компанией Online Market Intelligence совместно с Сектором девиантного поведения Института социологии РАН было проведено онлайн исследование о потреблении алкоголя россиянами, в котором приняли участие 611 респондентов.
Проверить, насколько мифы о русском пьянстве соответствуют действительности, было одной из задач опроса.
Исследование подтвердило, что большинство респондентов считает алкоголизм и пьянство серьезной проблемой для российского общества. Такой точки зрения придерживаются 73,6% опрошенных. Около четверти участников исследования (23,5%), однако, считают, что эта проблема касается только некоторых социальных групп, а не общества в целом. Вместе с тем, лишь 2,8% респондентов ответили, что проблема преувеличена.
Наиболее интересные результаты исследования связаны с частотой потребления алкоголя. Так, только 0,5% респондентов употребляют алкоголь ежедневно (в том числе, небольшие дозы), еще 10,8% опрошенных выпивают несколько раз в неделю, но не каждый день, 18,8% пьют алкогольные напитки раз в неделю, 26,5% — 2-3 раза в месяц, а 19,8% — несколько раз в год по праздникам. Запоями страдают всего 0,9% респондентов, они подтвердили, что согласны с высказыванием «могу долго не пить, а потом пить несколько дней подряд».
На вопрос «Считаете ли Вы употребление алкоголя частью своей жизни?» 15,4% опрошенных мужчин и только 6,8% женщин выбрали ответы «да» или «скорее да». Подавляющее число респондентов не считают, что спиртное имеет такое большое значение.
Потребление алкоголя с целью опьянения также оказалось не столь популярно, как можно было предположить. На вопрос анкеты «Как часто вы употребляете спиртное специально, чтобы опьянеть» ответы «Никогда» выбрали 41,2% респондентов, а «Очень редко» — 27,4%. Как выяснилось, только 1,2% опрошенных употребляют алкоголь с целью опьянения всегда, когда пьют. Ответы «Редко» и «Не всегда, но часто» на этот вопрос дали 12,4% и 2,8%, соответственно.
Несмотря на то, что чрезмерное употребление алкоголя свойственно лишь небольшой доле опрошенных, больше половины респондентов (50,6%) высказались за усиление мер по борьбе с алкоголизмом в России. Любопытно, что появившаяся в последнее время на телевидении социальная реклама о вреде пьянства апеллирует к заботе о собственном здоровье. Однако, как показало исследование, проблемы со здоровьем не являются основным мотивом отказа от употребления спиртного.
Так, большинство респондентов (55,8%) на вопрос «Почему вы отказались от употребления алкоголя» ответили «просто решил/решила, и не пью»; еще 41,9% не нравится вкус или воздействие алкоголя. Чуть менее четверти опрошенных (23,3%) не хотят подавать дурной пример детям, а 20,9% — считают трезвость нормой жизни, обязательной для всех. Интересно, что 16,3% респондентов отказались от спиртного, так как поддерживают близкого человека, который не пьет. Проблемы со здоровьем выглядят на этом фоне практически незначимыми: по этой причине бросили пить только 4,7% респондентов. По мнению генерального директора OMI Александра Шашкина, — «эта социальная реклама рискует быть неэффективной, так как при формировании концепции мнение людей, как это часто бывает, учтено не было».
Вместе с тем, исследователи отдают себе отчет в том, что результаты опроса отражают только мнение пользователей Интернет — наиболее «продвинутой» и образованной части российского общества, близкой по своим характеристикам к понятию «средний класс». Заведующая Сектором девиантного поведения ИСРАН Маргарита Позднякова прокомментировала данные опроса следующим образом: «Результаты показывают, что в России есть люди, отношение которых к алкоголю вселяет надежду. Однако проводимые нами обширные исследования пьянства и алкоголизма свидетельствуют о том, что эти проблемы остаются одними из ключевых в деле сохранения здоровья нации».