
Модель инклюзивного образования
Инклюзивное образование означает, что все учащиеся могут быть принятыми на обучение школами по месту жительства в подходящие по возрасту классы, несмотря на особые потребности того или иного ребенка. Обучение без ограничений и ярлыков. Вот к чему призвана инклюзивная методика преподавания.
Условия инклюзивного образования для учеников с аутизмом и зпр:
Право на получение образования в наименее ограничительной среде
- Возможность изучать соответствующее (социальное) поведение от типично развивающихся одноклассников
- Взаимодействие с другими учениками на равных правах и в равных возможностях
Это достаточно сложная практика, которая включает в себя гораздо больше, чем просто участие в учебном процессе детей с особыми потребностями наравне с другими учениками. Внедрение новых правил будет как для учеников, так и для учителей. Но сложная методика, не значит ненужная! В наше время, которое превозносит толерантность и терпимость, является наилучшим моментом для перехода к данному этапу образовательной системы. Эта система в будущем даст новые возможности для развития общества. Любое обучение должно приносить пользу и развитие. Новый метод обучения призван дать мотивацию всем участникам образовательного процесса на более продуктивное взаимодействие через инклюзию(объединение).
Плюсы и минусы
+ Отсутствие ограничений в обучении и развитии
— Недостаток финансирования для внедрения данной образовательной системы
+ Возможность образования в типичной среде
— Наличие небольшого количества профессиональных кадров для старта новой модели образования
+ Развитие стандартного социального поведения
— Субъективность оценки приобретенных знаний учащихся
+ Приобретение более высокого уровня коммуникационных навыков
— Доступность инклюзивного образования не во всех школах страны
+ Толерантная модель поведения общества
— «Информационный пробел» среди населения, которое нуждается в консультации правовых нюансах данного обучения
= Мотивация для обмена опытом среди учеников разного уровня социального развития
Исходя из выше перечисленной информации можно сделать один вывод: сложность данной методики – это не общественные предрассудки, а ряд других проблем:
- финансирование
- повышение квалификации учителей
- обновление учебных материалов
- урегулирование правового поля
Вот над чем нужно будет поработать специалистам в этой сфере. Это не решится в один день, но курс намечен правильный и отступать от него не стоит.
Программа инклюзивного образования в России
Главный акцент – это уникальность! Именно это просматривается во всех положениях федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Система образования изначально должна строится на доступности знаний для всех без исключения. Новые мировые тенденции не обошли и Россию. Этот факт подкреплен рядом правовых норм, которые изложены в законе. А именно:
- Гибкость методики обучения
- Новая материальная база
- Индивидуальные потребности учеников
- Отход от унификации как главного принципа обучения
- Главной фигурой образовательного процесса является ученик
Программа инклюзивного образования в Украине
Особенностью инклюзивного образования в Украине являются дополнительные коррекционно-развивающие занятия, а также вспомогательные материалы. Ведь даже наличие хороших специалистов не является залогом успеха без подручных материалов. Проект нацелен на:
- Полноценное обучение детей для дальнейшего поступления в университет
- Разработка плана по увеличению рабочих мест для людей с инвалидностью
- Возможность дистанционного образования
- Преподавание предметов с помощью языка жестов и шрифта Брайля
Мировое представление об инновациях
Важным толчком развития этого направления в образовании можно назвать Саламанкскую декларацию (http://www.fl-life.com.ua/inclusion/?page_id=870), которая провозглашала равенство доступа к единой системе образования для всех детей. Позже ряд других правовых документов и проектов (http://www.conventions.ru/view_base.php?id=645) закрепил эту тенденцию. Большинство прогрессивных стран мира поняли необходимость единой системы, в которой будет место каждому без исключения. Воспитание новых ценностей является важным элементом для будущего поколения. Равные возможности в образовании позволят обществу развиваться быстрее и продуктивней. В некоторых странах объединение учеников разного уровня развития не считается новым подходом, а давно стало единственно верной методикой. Тут можно ссылаться на Италию, Германию, Испанию и Австралию. Остальные страны, которые решили перенять опыт у более прогрессивных соседей пытаются наверстать упущенное и как можно скорее внедрить новый подход и у себя.
Тьютор – важный элемент интеграции
Тьютор – это специалист, который призван сопровождать ребенка с ОВЗ в новой образовательной среде, адаптируя его к новым условиям обучения без ущерба для психического состояния. Главная функция этого специалиста — помочь учителю установить контакт с ребенком и создать максимально удобный план обучения для ученика с аутизмом и зпр.
Статьи в тему:
Подробное описание признаков аутизма у взрослых здесь ,
Описание признаков аутизма у детей здесь.
Роль пмпк в инклюзивном образовании
Профессиональные задачи:
- Принятие принципов инклюзивного обучения
- Организация совместного обучения нормальных детей и детей с особыми потребностями
- Создание специальных образовательных условий для детей с особыми потребностями
- Разработка индивидуальных учебных программ
- Участие экспертов образовательных учреждений в междисциплинарной программе
- Вовлечение в работу волонтерских организаций для внедрения инклюзивного образования
Отзывы об инклюзивном образовании
Информация взята с форума forum.sibmama.ru
Наличие дополнительного учителя в классе считаю большим преимуществом
Обычные школы совершенно не оборудованы для детей с аутизмом и зпр
Индивидуальный подход может дать ребенку с аутизмом мотивацию к развитию и социализации
Насмешки детей могут негативно повлиять на психику ребенка-инвалида
Наличие большого количества друзей положительно повлияет на психику ребенка
Недостаток финансирования тормозит развитие самой идеи инклюзивного образования
Очень актуальная тема, которую надо развивать и всячески поддерживать
Мало учителей, которые действительно могут понять разницу в развитии обычного ребенка и ребенка с особыми потребностями
Есть ли будущее в инклюзии?
Активное участие детей с особыми потребностями в общественной деятельности уже давно не считается будущим. Прогресс давно не стоит на месте в вопросе образования и развития детей. Уникальность и особенность есть в каждом ребенке. Школа — это основной плацдарм для моделирования личности. Инклюзия призывает наше общество к прогрессивному взгляду на построение социума. Можно сделать вывод, что инклюзивное образование является приоритетом государственной образовательной политики. Проработав главные проблемы для введения инклюзивного образования в массы, мы получим совершенно иной подход к обучению детей с аутизмом и зпр, и сможем отойти от идей устарелых стандартов, которые смело можно назвать ошибочными. Ведь утверждать, что дети с особыми потребностями менее талантливы или менее способны к обучению, мы не можем.