Проблема детских (юношеских) самоубийств многие годы была у нас в стране под запретом. Но есть данные о том, что во Франции в группе 15-19-летних подростков и юношей самоубийство является четвертой, а в США третьей по статистической значимости причиной смерти. Кроме того, у подростков попыток суицида намного больше, чем осуществленных суицидов, примерно 50:1. Кстати, прогремевший на всю страну случай с «убийцей из 10А», скорее всего, изначально задумывался как демонстративная попытка свести счеты со своей жизнью. Он не собирался, не думал возвращаться из школы живым, по мнению специалистов социально-реабилитационного центра «Отрадное».
Тенденции к уходу из жизни никогда не возникают беспричинно. А причины суицидального поведения в целом сложны и многочисленны. Они кроются в биологических, генетических, психологических и социальных факторах. Очень помогло бы обязательное обследование детей психиатрами и неврологами при поступлении в 1, 5 и 8 классы. Однако медицинских психологов, детских подростковых психиатров в школах нет. Практически нет и школ, где бы обучались дети интеллектуально развитые, но с девиантным поведением.
Серьезная работа школьных психологов, социальных педагогов и обязательно детских (подростковых) психиатров с подростками 12-16 лет могла бы дать возможность своевременной диагностики склонности к суициду, включение подростка в группу социально-психологического тренинга, подключение семьи, школы (классного руководителя, преподавателей литературы, истории, английского), друзей.
Кажется, что если в школах, колледжах, лицеях провести такую работу (тесты, собеседования, медицинские обследования), то можно выявить будущих самоубийц. Затем с ними можно поработать и распропагандировать их. Но на практике есть целый ряд условий, затрудняющих работу психологов, а особенно психиатров в школе. А педагоги физически не могут еще и этим заниматься в необходимом объеме. Поэтому нужно в обязательном порядке менять те правила и законы, затрудняющие оказание психиатрической помощи детям.
Необходимо повышать уровень компетентности специалистов, работающих с детьми (учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков), вводить обязательный психолого-педагогический родительский университет (или всеобуч), улучшить материальные и психологические составляющие жизни детей, а также повышать ответственность взрослых (в первую очередь родителей) за физическое и психическое здоровье детей, за воспитание, внимание к ребенку, за любовь к нему.