Новые горизонты психосоматики : лечим душу, исцеляем тело

Психосоматическая медицина, получившая бурное развитие в 50-х годах, в связи с новыми исследованиями в нейропсихологии и клинической психологии, получила в свой арсенал новые значащие научные исследования, открывающие инновационные горизонты развития этой науки и расширяющие арсенал терапевтических вмешательств при различных расстройствах и заболеваниях. Теоретическое положение психосоматических наук о том, что организм един, и любое соматическое расстройство вызывает соответственно психологическое, и наоборот, сомнений ни у кого не вызывало, однако это звучало более декларативно, и истинность этих взаимоотношений не была доказана достаточными научными исследованиями, и не предоставляла реальных новых инструментов представителям около-медицинских профессий для активного вмешательства в структуры болезни. Было ясно, что для дальнейшего развития психосоматических наук необходима новая теория и новые практические инструменты.

Поэтому, вмешательства психосоматиков, ограничивались применением отдельных психотерапевтических приёмов: внушением, рациональной психотерапией, или гипнозом, или отдельных фармацевтических препаратов, типа диазепама или амитриптилина.

Откровением стала статья доктора Mark D Sullivan из отдела психиатрии и поведенческих наук университета Вашингтон, школы медицины в Сиэтле (1). В его эпидемиологических исследованиях более, чем у 191 пациента было доказано, что установленная выраженная тревожность пациентов сопровождалась 5-кратным учащением ишемических болей, а депрессия – 3-кратным учащением этой патологии. Это исследование вызвало ряд вопросов: что является причиной, и что следствием. Критики исследования заявляли, что выраженные сердечно – сосудистые болезни влекут за собой последствия в виде тревожных и депрессивных расстройств, и являются причиной, а ментальные расстройства — механическим следствием. Однако автор, путем корреляционного анализа доказал, что психосоциальные расстройства (нейротизм, тревога, депрессия, алекситимия) однозначно учащают частоту ишемических приступов, а сами приступы – усиливают частоту ментальных расстройств. Таким образом, вопрос, что главное: ишемия или невроз, уперся в риторический вопрос о том, что первично: курица или яйцо, и не имеет смысла, потому, что организм един. Однако исследования показали, что ишемия всегда вызывает длительные психосоциальные расстройства, а психосоциальные – менее тяжелую ишемию. По- видимому, взаимоотношения здесь выглядели, как отношения генов и поведения: гены всегда определяют поведение, но изменения в поведении отражаются, в последующем, в генетическом коде (эпигенетическое наследование). Это еще раз подтвердило теорию целостности человека и необходимость лечить одновременно психику, мозг и сому. Лечение тревоги, депрессии и нейротизма не только облегчает течение заболеваний, но и урезает частоту госпитализаций, даже при хронических бронхитах, показал другой исследователь, доктор Jean Bourbeau, из Мак-Джилл Университета Монреаля, Квибэк, Канада (2). Дополнила эти исследования актуальная работа Kenneth Kendler из Университета Виржиния в Ричмонде, проведенная на изучении близнецов, при котором доказана двусторонняя связь между депрессией и ишемической болезнью сердца, где депрессия вызывала ишемию, а ишемия — депрессию (3). При этом в отделении психиатрии Лондонского Университета и университете Делавэра США, генетиком Rosalind Ander, было доказано, что в человеческом организме существует один всеобъемлющий носитель генной информации, который отвечает и за развитие ума, и за здоровье. И качество последних двух не зависит от материального положения или образа жизни, который обозначили, как «генетический фактор пригодности» (4). Аналогичные исследования были проведены на примерах артрита, астмы, и диабета (5).

Таким образом, суммарная логика этих исследователей подтвердила эмпирическую мысль ранних предположений, что надо одновременно лечить тело (сому), разум и душу (Body, Spirit and Mind). Но как это сделать? Какими путями идти дальше? Как разумно интегрировать одно в другое не нарушая баланса организма? Использовать по-отдельности терапевтические, социальные и психологические вмешательства, или искать новые, интегрированные формы терапии?

Попыткой разрешения этого сложнейшего вопроса явилась научно-информационая компания «Natural Standards” (http://www.naturalstandard.com/), пробующая выявить с научных и доказательных позиций все позитивные методы коррекции и лечения различных болезней и множественных расстройств: например они показали, что при лечение алкоголизма йогой и витамином В1, может оказаться более эффективными, чем традиционная медицина. Это обусловлено новой всеобъемлющей теорией биопсихосоциальных причин болезней (6). Согласно ей, в развитии, любой болезни, например, ангин в детском саду, играют ведущую роль не только биологические, но также социальные и психологические факторы. Для частых ангин в детском саду, необходимо не только слабое горло и иммунитет (биофактор), но и высокая концентрация болезнетворных бактерий в данном месте (социальный фактор — детский сад), дополненный психологическим фактором – тревожностью, депрессией или нейротизмом. Такова этиология большинства заболеваний. И очень часто, воздействие на социальный или психологический фактор болезни играет большее значение, чем на биологический. Однако, коррекция социальной и психологической причины болезни должна проводиться по несколько иным правилам, чем стандартное медицинское лечение, проводимое по международным протоколам лечения, и требует новой когорты обученных специалистов. По нашему мнению, это могут быть специальным образом подготовленные психологи здоровья, или социальные работники, выше уровня традиционного бакалавриата (уровень магистратуры в Европейской образовательной системе).

В свете триединой (био+психо+социо) теории развития болезней становиться понято, почему из двух пациентов, больных, например, сахарным диабетом, при одном и том же уровне декомпенсации, один живет на 9 лет больше другого. Монография Trisha Vacnair , Olga Calof (7) объясняют нам это. Авторы утверждают, что оптимизм, при прочих равных условиях, прибавляет 9 лет жизни, упражнения – 2, наличие домашних животных прибавляет 2 года жизни, а развод – отнимает три. Они выделяют 100 факторов влияния на здоровье и продолжительность жизни, среди них – низкая самооценка (-4 года), консервативное мышление (-5), неудобная поза на работе (-2), занятия медитацией (+3) и множество других. Анализ этого множества фактов позволит сознательно влиять на собственное здоровье и продолжительность жизни. Однако одного знания недостаточно. Об этом нам говорил еще Будда 2, 5 тысячи лет назад. Нужно сформировать план изменений, для чего работает специалист по здоровью, упорно и постепенно претворяя его в жизнь, для чего необходим иной уровень намерений, умений и мотивации. И тогда нам станет ясно, почему не имеющие личной машины диабетики живут дольше автовладельцев: здесь включается и экология, и более высокий уровень пеших прогулок. Установлено, что автомобилисты, регулярно посещающие спортзал, все-равно, не в полной мере получают ту минимальную нагрузку, которая необходима организму ежедневно для хорошего самочувствия. У специалиста по здоровью – специальные знания, позволяющие создавать у пациентов новые стереотипы, образ жизни, намерения и мотивацию. Для этого – используется многофакторная модель переобучения пациента – http://www.medlinks.ru/article.php?sid=37288

Специалист здоровья работает по следующей схеме:

1. Обследует и вычленяет психологические и социальные факторы болезни, которые можно изменить и модифицировать.
2. Создает матричную таблицу всех возможных потенциальных изменений, обсуждает её с пациентом, учитывая данные науки, индивидуальные особенности образа жизни и личности пациента, пациент-центрированный метод, мотивацию и потенциал пациента к изменению.
3. Составляет программу психолого-социальной модификации и реабилитации в интересах здоровья, пользуясь принципами мотивирования, научения и подкрепления.
4. Использует принцип систематической десенситизации, двигаясь от простого к сложному.
5. Поддерживает уровень навыков, необходимой мотивации и прогресса.
6. Учит пациента преодолевать все барьеры, освобождаться от неверия, беспокойства, иллюзий и предрассудков микросоциума, неправильных мнений и ритуалов, нейротизма и депрессии, дихотомии собственных чувств, иллюзий собственного «эго». Вместе с пациентом изучает все потенциальные барьеры к необходимым изменениям, и вырабатывает методы их преодоления.
7. Использует мультифасетные, мультимодальные, транскультуральные и транстеоретические методы влияния на пациента, в особенности, методы когнитивно – поведенческой терапии (8).

Неудивительно, что в раздел научно доказанных эффективных методов лечения эссенциальной тревоги вошли такие социальные и психологические модули, как музыкотерапия, ароматерапия, гипноз, группы поддержки, вдыхание запаха лаванды, домашние животные, методы релаксации, медитации и йоги, которые успешно применяются специалистами в настоящее время (http://www.naturalstandard.com).

Самой главной проблемой в такой работе остается инициация изменений. Никакое знание не будет работать без стойкого намерения и мотивации к изменениям, никакая мотивация не будет работать без необходимых навыков планирования и самоуправления. Навыки самоуправления должны базироваться на одновременном влиянии на тело, мозг и психику. Их не надо изобретать или разрабатывать с нуля. Мировые религии уже давно отработали механизмы инициации таких изменений. Такие психосоматические методы уже сложились в религиозных учениях: тихий индивидуальный Зикр в Исламе, Иисусова молитва исихастов и медитация Випассана в Буддизме, где происходит слияние движения, дыхания, образного памятования (метафоры) и нового поведения. Эти данные послужили созданию новых техник, позволяющих изменить свое поведение с помощью сознательного использования вегетативных рефлексов (9). В основе этой методики лежат изменения, вызываемые слиянием знания, навыка, и мотивации за счет инициации безусловной рефлекторной сферы человека – http://en.wikipedia.org/wiki/Creative_Applied_Modification ©. При этом через один безусловный рефлекс вызывается особое состояние релаксации, при котором переход к новому поведению значительно облегчается, при этом знания, мотивация и навыки сливаются в единое целое под контролем второго значительного, безусловно- условного рефлекса. Поэтому система «САМ» называется «Два рефлекса».

Критикам данного направления необходимо помнить о том, что в основе концепции здоровья лежит закон «Симметрии», и то, что не заложено в генах, компенсируется знаниями, образом жизни и поведением отдельного человека, а данное направление отражает распространенное в Европе и США обучение населения «Health promotion” , на которые правительства цивилизованных стран тратят миллиарды долларов.

Литература:

1. Mark D Sullivan, MD, PhD. Anxiety, Depression Linked to Angina Frequency in Heart Patients. — Circulation. Published online, June 29, 2009.
2. Jean Bourbeau. Depression May Exacerbate COPD Symptoms, Increase Hospitalizations.-Am. J Respir Crit Care Med 2008, 178: 913-920. Abstract.
3. Kenneth Kendler. Arch Gen Psychiatry 2009, 66: 857-863. – “Cardiosite.ru”
4. Rosalind Arden. Mind and Health. Institute of Psychiatry, King’s College, London, http://www.infox.ru/03/body/2009/05/18/Zdorovyyy_znachit_u_print.phtml — 09.08.2009.
5. Saba Moussavi. — Depression Worsen Health More, Than Angina, Arthritis, Asthma, ore Diabetes- Lancet.2007; 370:851-858, 808-809, 841-850, 807-808.
6. Stephen Soreff, MD. The Biopsychosocial Information Model: The New Disease Paradigm: http://www.medscape.com/viewarticle/551933
7. Trisha Macnair, Olga Calof. The Long Life Equation. Adams media, Avon, MA, 02322, 2007, — 144 p.
8. Judy Garber, PhD. “Cognitive Behavior Program Reduces Depression in High Risk Adolescents- JAMA, 2009, 301: 2215-2224. Abstract.
9. С.Соколовский. Новая психотерапевтическая техника: АСМ (Прикладная креативная медитация – для решения психологических, психосоматических, ментальных, эмоциональных и личностных проблем пациента, изменения стиля жжизни в интересах здоровья. Учебно-методическое издание. Пятигорск, 2006 . -123 с.

С.Р.Соколовский
К.м.н. доцент ПГЛУ, Пятигорск
PashaPashin317@hotmail.com