Интернет-сообщества провоцируют курение, алкоголизм, бессонницу и депрессию

интернет

Некоторые болезни и болезненные состояния могут передаваться от человека к человеку вместе с информацией. Фактически многократное отражение какой-либо идеи в социальных сетях и других компьютерных сообществах, например, онлайн-играх «гипнотизируют» человека. Навязчивые идеи дают старт физическим заболеваниям.

Теоретическую основу этому феномену дали еще 20 лет назад, пишет портал Slon.ru. В 1992-м г. в Калифорнийском университете была опубликована научная работа под названием «Теория увлечений, моды, привычек и культурных сдвигов как информационных каскадов». Авторы показывали, что существуют информационные носители «инфекции», передаваемой между людьми, в результате «заражения» которыми у людей меняются поведение, предпочтения и даже привычки. Тогда эта работа не получила широкого общественного резонанса.

Уже в 2007 годе американский медицинской социолог из Гарвардского университета опубликовал исследование, ставшее в США сенсацией. Его перепечатывали многие СМИ, главный тезис статьи: в том, что человек полнеет, виноваты его друзья. Социолог провел детальный анализ эпидемиологической базы данных из более 12 000 человек, наблюдавшихся врачами в течение 32 лет.

Проблема заключается в самом принципе построения социальной сети. Она принципиально отличается и от сети компьютеров, и от нейронной сети. Отличие в том, что узлами сети являются носители интеллекта. Динамика передачи информационных каскадов в сети аналогична физиологии организма. В передаче информации, касающейся поведения человека и социальных норм, важнейшую роль играет т.н. социальная зараза (social contagion), распространяющаяся по кругам общения (ваш круг общения – это ваши близкие, ваши друзья и сослуживцы.

В чем выражается эта «заразность», проще всего понять на примере той же тучности. Если вы, например, худой, но кто-то из ваших друзей пополнел, то ваши шансы тоже пополнеть возрастают на 57%. Более того. Этот рост шансов характерен для «односторонней дружбы» (он в ваших друзьях числится, а вы в его – нет). Если же вы «двусторонние друзья», то ваши шансы пополнеть вырастут не на 57%, а на 171%.

Аналогичным образом, как показало исследование профессора Христакиса, распространяются и другие виды «социальной заразы», относящейся либо к поведению человека, либо к восприятию социальных норм. Например: склонность к курению, депрессии, алкоголизму, предпочтения в еде, одежде, маркам авто и т.д. и т.п.