5 советов по работе с учащимися с нарушениями зрения

5 советов по работе с учащимися с нарушениями зрения

Мы решили познакомить вас с советами по работе со слепыми или слабозрячими учениками. Существуют определенные правила организации работы инклюзивного класса. Помочь педагогу может учитель-тифлопедагог, который работает со слабовидящими и тотально незрячими детьми. Вместе с тем он осуществляет коррекционно-воспитательную работу с детьми этой категории. На тифлопедагога можно рассчитывать, когда нужно:

• определить сильные и слабые стороны ребенка;

• выяснить его потребности;

• адаптировать учебные материалы;

• получить консультацию по работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Но мы предлагаем перечень советов, которые каждый учитель, независимо от профессии, может ежедневно использовать в работе со слабовидящими детьми без привлечения коллег, специализирующихся именно на этом профиле.

1. Всегда используйте имена

Обращаясь к ученику, всегда называйте его по имени. Это поможет ребенку быстро понять и среагировать, что обращаются именно к ней, а не к соседу по парте, например. Когда вы встретились в коридоре, не говорите просто «привет». Лучше так: «Привет, Женя. Это Инна Владимировна, как твои дела?». Попросите одноклассников делать то же самое, это существенно облегчит взаимодействие.

2. Не избегайте слов, связанных со словом «зрение»

Если вы будете пытаться не использовать в речи слова типа «видеть», «смотреть», будет страдать темп изложения материала, постоянные заикания в поисках соответствия будут отвлекать внимание. Как и зрячие сверстники, эти дети должны реагировать на указанные слова.

3. Не ждите молча ответы, вербализует

Если что-то записываете на доске, говорите то, что пишете. Используйте слова для обозначения позиции (выше, ниже, слева, справа). Используйте описательные фразы типа «Мяч рядом с дверью», а не «Мяч там». Избегайте слов «здесь, там» и жестов, которые указывают направление.

4. Не спрашивайте, может ученик что-то увидеть

Не спрашивайте ученика: «Ты это видишь?». Лучше: «Что ты видишь?». Он может видеть то, что на доске, но это не значит, что может прочитать весь текст или перенести его в тетрадь. Часто получается так, что ученик просто угадывает по силуэту буквы или цифры. Лучше заранее поинтересуйтесь, на какой части доски ребенку, плохо видит, лучше видно текст.

5. Контролируйте качество раздаточного материала

Используйте матовую бумагу, потому что глянцевая бумага хуже воспринимается слабовидящим учеником. Шрифт должен быть большим и контрастным. Заметьте, что школьнику нужно будет больше времени для чтения и обработки материала. Расскажите, что именно должен ребенок сделать с этим раздаточным материалом.

Автор: Алексей Марьянов