Психические состояния подростков

Психические состояния подростков

Все мы в свое время прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить всю тяжесть этого периода жизни. Кто-то опасается, чтобы его чадо не попало в дурную компанию, кого-то настораживает чересчур агрессивное или, наоборот, апатичное поведение ребенка. Именно переживания за детей и заставляют нас углубляться в психологию подростков, искать пути решения их проблем. Однако не стоит удивляться, если ребенок отвергает вашу помощь: в пубертатном периоде все советы, особенно со стороны взрослых, воспринимаются «в штыки».

Чтобы помочь подростку преодолеть трудности, следует иметь в виду разнообразие психических состояний его личности в этот период. Давайте узнаем, какими могут быть психические и эмоциональные состояния подростков и почему так происходит.

Психические особенности подростков
Всем известно, что настроение детей в возрасте 11-15 лет может очень часто меняться на противоположное. Виной тому – гормональная перестройка организма ребенка, который уже готовится стать взрослым. И нет ничего удивительного в том, что эти изменения затрагивают психику – ведь это самое уязвимое место, «ахиллесова пята» любого человека. Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

активность – пассивность;
увлечение – равнодушие;
возбужденность – заторможенность;
напряженность – раскрепощенность;
страх – радость;
решительность – растерянность;
надежда – обреченность;
тревога – безмятежность;
уверенность – неуверенность в себе.
Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Как было сказано выше, это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески болтать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния, которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.