Американские ученые из Висконсинского университета выяснили, что стрессовые состояния и переживания в младенческом возрасте изменяют структуру головного мозга.
Нейрофизиологи провели исследование, в котором приняли участие около 160 детей до двенадцати лет, которым довелось в возрасте двух-трех лет пережить сильный стресс.
Оказалось, что у таких детей есть общая проблема — у них уменьшились в объеме некоторые части головного мозга, в том числе гиппокамп и миндалевидное тело, что существенно влияет на способность к обучению, общению и адекватному проявлению эмоций.
Отметим, что, в частности, гиппокамп участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную). Он также играет роль в поиске кратчайших путей между уже хорошо известными местами. Уменьшение объема гиппокампа является одним из ранних диагностических признаков при болезни Альцгеймера.
Миндалевидное тело играет ключевую роль в формировании эмоций. Принято считать, что у людей и других животных эта подкорковая мозговая структура участвует в формировании как отрицательных (страх), так и положительных эмоций (удовольствие). У людей это самая сексуально-диморфная структура мозга — у мужчин после кастрации она сжимается более чем на тридцать процентов. Предполагается, что такие состояния, как тревожность, аутизм, депрессия и фобии, связаны с ненормальным функционированием миндалины.
По какой причине стресс вызывает подобные изменения в головном мозге, пока неизвестно. Но пока ученые делают акцент на возможности «управления» структурой мозга. По словам автора исследования Сета Поллака, таким образом было доказано, что то, что происходит с людьми в два, три и четыре года, накладывает свой отпечаток на всю их жизнь. И именно на взрослых лежит ответсвенность за то, какими личностями вырастут дети.