Горе от ума: круглые отличники в группе риска

отличник

Все без исключения родители радуются успехам своих чад. Но порой цена этих успехов слишком велика. Ученые обследовали и выяснили, что круглые отличники в четыре раза чаще попадают в психбольницы с диагнозом маниакально-депрессивный психоз, чем их менее успешные сверстники.

К такому выводу пришла группа ученых из Швеции и Великобритании под руководством Джеймса МакКейба из Королевского колледжа Лондона.

Душевнобольные отличники

Всего были проанализированы результаты экзаменов более чем 700 000 школьников в возрасте 15-16 лет. Полученные данные ученые сравнили со статистикой госпитализаций в исследуемой группе по поводу биполярного аффективного расстройства (ранее известного как маниакально-депрессивный психоз).

Читайте также: Финансовый, социальный, личный… Как пережить кризис?

И вот что было выяснено: учащиеся, во время учебы и сдачи экзаменов получавшие только отличные оценки, страдали биполярным расстройством почти в четыре раза чаще, чем ученики со средней успеваемостью. Причем пациенты с биполярным расстройством чаще других имели в школе отличные оценки по музыке и шведскому (в данном случае — родному) языку.

Из огня да в полымя

Маниакально-депрессивный психоз — заболевание, проявляющееся периодически возникающими депрессивными и маниакальными фазами, обычно разделенными светлыми промежутками. Для депрессивной фазы характерна триада симптомов: угнетенное, тоскливое настроение, заторможенность мыслительных процессов, скованность движений. Больной печален, угрюм, движется еле-еле, он испытывает чувство тоски, безысходности, безразличие к близким и ко всему, что раньше доставляло ему удовольствие.

Человек, находящийся в депрессивной фазе, сидит в одной позе или лежит в постели, на вопросы отвечает односложно, с задержкой. Будущее кажется ему бесперспективным, жизнь — не имеющей смысла. Прошлое рассматривается только с точки зрения неудач и ошибок.

Он может говорить о своей никчемности, ненужности, несостоятельности. Чувство гнетущей тоски иногда проводит к суицидальным попыткам.

Обычно больные маниакально-депрессивным психозом понимают происходящие с ними изменения, критически их оценивают, но ничего не могут с собой поделать и от этого тяжело страдают.

В свою очередь, маниакальная фаза проявляется повышенным настроением, ускорением мыслительных процессов, психомоторным возбуждением. Все окружающее кажется прекрасным и радостным, человек смеется, поет, много разговаривает, жестикулирует. Для этой фазы характерна расторможенность инстинктов, которая может вылиться в беспорядочные половые связи. Длительность и частота депрессивных и маниакальных состояний различны: от нескольких дней и недель до нескольких месяцев. Депрессивные фазы обычно более длительны, чем мании. Характерна сезонность рецидивов, чаще в осеннее и весеннее время.

Чем опасно быть самым лучшим?

В работах других ученых было выявлено более специфичные, чем современные клинические критерии, признаки маниакально-депрессивного психоза. В частности, одним из признаков предрасположенности к этому расстройству может быть избыточная активность мозжечковой миндалины.

Психологи выделяют тип личности, называемый иногда «перфекционист», который стремится всегда только к лучшему результату везде и всегда. Такие дети в школе учатся только на «отлично», участвуют во всех школьных мероприятиях, учителя их хвалят и ставят всем в пример. К тому же эти замечательные учащиеся успевают после уроков посещать бассейн, музыкальную школу и курсы французского языка.

Благостная картинка может измениться в один прекрасный момент, когда ребенок внезапно становится явно болен. У него может, например, по утрам, когда надо идти в школу, начинаться рвота. Однако чаще до таких крайностей дело не доходит, стресс от увеличения нагрузки и повышения ответственности перерастает в невроз, в старших классах может развиться депрессия, которую чаще всего не замечают ни родители, ни сам подросток. В результате как следствие в нагрузку к отличной успеваемости и примерному поведению такой выпускник получает маниакально-депрессивное расстройство.

Все не так мрачно

Тем не менее, не все так мрачно. Осенью 2009 году ученые из США выяснили, что, несмотря на обнаруженную связь между успеваемостью и последующим развитием биполярного расстройства, большинство людей, получавших в школе отличные оценки, не испытывают в дальнейшем проблем с психическим здоровьем.

Хотя специалисты советуют для снижения риска развития биполярного расстройства соблюдать определенные правила психогигиены. Мозг ребенка очень восприимчив и остаточно гибок в процессе усвоения новой информации. Однако рано развившееся чувство ответственности может сделать из маленького ученика педанта. Получается, что при наличии отличной успеваемости возможности мозга школьника истощаются.

В книге американского автора Джона Гато «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя» высказана мысль, что современная школа в первую очередь выполняет общественный заказ, готовя детей для решения своих задач, а в основе самой системы обязательного образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушными, более управляемыми. Получается, что после окончания обучения подросток выходит из-под гнета, давившего на его психику все школьные годы, и становится самим собой. Так что родителям отличников не следует волноваться и в обязательном порядке ожидать психологических проблем у родного чада. «Пятерки» и счастливое детство — не антиподы.

Кстати

Установлено, что регулярные физические упражнения позволяют предотвращать приступы гнева и агрессии у детей. Физкультура является эффективным методом не только борьбы с ожирением, но и с агрессивным поведением у детей и подростков. Общеизвестно, что физическая активность позволяет и взрослым управлять гневом.

Неожиданные вспышки гнева и враждебности связаны с ранней детской преступностью и сердечно-сосудистой и метаболической дисфункцией у взрослых, повышающей риск инфаркта, инсульта и диабета. Врачи говорят, что физическая активность борется и с хроническими болезнями, и обладает положительным воздействием на психику ребенка. Кроме того, медики выяснили, что упражнения совершенствуют познавательные способности у детей.