И у детей бывает депрессия

детская депрессия

У биологов есть такая формула — самая большая усталость накапливается от однообразной деятельности. А у детей, как ни у кого другого, режим однообразный: школа — дом — школа. Плюс зимой недостаток солнца, короткий световой день, холодные вечера и третья четверть самая длинная и выматывающая. Могут ли постоянные нагрузки вызвать у детей депрессию, нам рассказали детские психологи Ирина Козлова и Елена Дубовик.

— Раньше было такое предубеждение, что депрессию могут испытывать только взрослые. Но последние исследования говорят обратное. Дети в такой же степени подвержены депрессии, как и взрослые, — считает Елена. — Проблема детской депрессии в том, что ее достаточно сложно выявить, потому что дети не могут рассказать о своих ощущениях, поэтому неблагополучие они выражают странным поведением. При этом у детей чаще всего не бывает чистых состояний — обычно они завуалированы и размыты.

— С моей точки зрения, неправильно употреблять термин «детская депрессия», если мы говорим о здоровых детях. Проблема детской депрессии — это просто красивое название детских проблем для удобного восприятия взрослыми, — возражает коллеге Ирина. — Ребенок находится в стадии развития, только набирается жизненного опыта, который может быть как положительным, так и отрицательным. А теперь представьте себе человека, пусть и маленького, у которого есть свое мнение, представления о том, как он видит выход из какой-нибудь ситуации, но его мнение не имеет никакого значения, потому что родители и другие взрослые знают лучше него. Он будет сопротивляться, он будет плохо себя вести, он будет спорить. Но потом у него опускаются руки, он начинает болеть, уходить в себя, капризничать, становиться грустным и молчаливым.
— В целом детская депрессия, как и взрослая, — это психическое расстройство, при котором снижается настроение, утрачивается способность переживать эмоции и получать удовольствие от занятий, которые нравились, появляется пессимистический взгляд на все происходящее вокруг, — объясняет Елена. — Часто употребляемую фразу: «Мне скучно, у меня плохое настроение» — уже стоит расценивать как признак депрессии.

Симптомы детской депрессии

Раздражительность и нервозность.

Непослушание.

Вспышки гнева, ярости и злости.

Агрессия.

Частая плаксивость и грусть.

Потеря интереса к ранее любимым занятиям.

Жалобы на физические недомогания: головные боли, головокружения, боли в животе и желудке без явных для этого причин.

Частые простудные заболевания.

Медленное или заторможенное мышление в сравнении с тем, что было раньше.

Снижение оценок в школе.

Пропуски уроков.

Постоянная сонливость.

Ночные кошмары.

Неглубокий сон.

Разговоры во сне.

Перепады или потеря аппетита.

Потеря или набор веса.

Снижение самооценки.

Ощущение постоянной тревоги.

Неадекватное и излишнее чувство вины и стыда.

Постоянна усталость, упадок сил.

Повышенная утомляемость.

Потеря интереса к общению с друзьями и родными.

Частые разговоры и мысли о смерти.

Родители должны насторожиться, если ребенок…

Тяжело просыпается утром.

Долго вечером не засыпает, просто лежит с открытыми глазами.

Начал грызть ногти.

Стал невнимательным, не может концентрироваться.

— К нам на прием пришла мама 10-летнего мальчика. Она не могла понять, что происходит с ее ребенком. Жизнерадостный и улыбчивый, с прекрасным аппетитом, мальчишка изменился до неузнаваемости. У него пропал аппетит, ночью постоянно просыпался от кошмаров, начал грызть ногти, учеба у почти отличника разладилась, — рассказывает Елена Дубовик. — Выяснилось, что полгода назад женщина развелась с мужем, и все перемены с сыном связаны именно с этой тяжелой для семьи ситуацией. С мамой мы обсудили наши действия, назначили курс лечения. И через два месяца еженедельных занятий с ребенком, на которых мы разбирали ситуации и его ощущения в присутствии мамы, он пришел в себя.

Плохие отношения с учителем могут быть причиной депрессии

— Депрессия не возникает на пустом месте, вдруг. С детьми такого не происходит. Обязательно такому острому состоянию что-то предшествует. Все симптомы набираются постепенно, — уточняет Ирина Козлова. — Дети своим поведением подсказывают, что с ними что-то не так и им нужна помощь. Причины могут быть самые разные, но основная — отсутствие нормального общения между родителями и детьми. Дети очень чутко чувствуют и переживают его недостаток.

— Другие не менее важные причины: длительное отсутствие одного или двоих родителей, плохие отношения с одноклассниками и учителем, несправедливость учителя в выставлении оценок, постоянные неадекватные наказания учителя, переход в другую школу или класс, длительные и затянувшиеся болезни, гормональное изменение в период полового созревания, — объясняет Елена. — Также депрессию могут вызвать сложные отношения со сверстниками, когда ребенка постоянно задевают, дразнят, подшучивают над его излишним весом, очками, высоким интеллектом, большим или маленьким ростом. И как результат — ребенок не может найти свое место в коллективе.

Сломайте стереотип повседневности

К примеру, ребенок раньше ходил в детский сад с радостью, но в последнее время все больше грустит. Вроде и есть интерес к делам, а вроде и нет, вроде и улыбается, но улыбка Джоконды получается. Занятия чтением, лепкой, рисованием, письмом, разучивание стишков на утренники не вызывает радости. Стал плаксивым и плохо спит.
— В этом случае самый лучший способ вернуть ему интерес к жизни — переключение внимания, переход с интеллектуальной деятельности на развлечение, — советует Ирина. — Попробуйте занять ребенка тем, что он еще не пробовал, дайте другие эмоции. Это должен быть другой мир, другое настроение. Сходите с ним в кино, в цирк, в зоопарк, вместе покатайтесь на санках или лыжах, прогуляйтесь по лесу, покормите уток в парке, сходите на концерт или в изостудию, порисуйте пальчиковыми красками. В такой ситуации нужно сломать стереотип каждодневных поступков и действий.

— Конечно, мы хотим, чтобы наши дети гармонично развивались и были всесторонне развиты, но все должно быть в разумных пределах. Если ребенок ходит в бассейн, на музыку, в творческие кружки, на факультативы в школе и к репетитору, в спортивную секцию, наступает момент, когда его нервная система просто не выдерживает такого темпа и ритма. Задача по математике, которую никак не получается решить, вызывает бурю негативных эмоций, ребенок начинает кричать, бросать ручки и тетради, вообще отказывается заниматься. В таком случае откажитесь от нагрузки на какое-то время, оставив при этом только то, что жизненно необходимо.

— Очень хорошо снимает эмоциональное и телесное напряжение массаж. Если вы видите, что у ребенка эмоции на пределе — побросайтесь подушками, потолкайтесь, поборитесь. Очень хорошо разряжают обстановку домашние животные. В такие моменты очень важно почувствовать ребенка, услышать его.

Нужно научить ребенка рассказывать о своих чувствах. Обсуждать и задавать вопросы: что бы ты сейчас хотел? как можно исправить ситуацию? что ты сейчас чувствуешь? Говорите детям о своих тревогах по поводу него. Цените каждую минуту общения с детьми, показывайте им свою любовь, не отвергайте, когда они делятся с вами своими проблемами, и сопереживайте вместе с ними.

Введите день здоровья

— В плотном учебном графике обязательно должен быть свободный день во время рабочей недели, где нет ни одной тренировки и других занятий — только школа. Для профилактики можно ввести день здоровья, — говорит Ирина Козлова. — Раз в две-три недели ребенок может остаться дома и заняться тем, что ему нравится. И это будет оправданно. Но учтите, день здоровья должен быть запланирован заранее и оговорен. Этот день должен быть как выходной. Пусть школьник делает то, что ему хочется, без постоянного контроля с вашей стороны. Если ребенок остался один дома, не звоните ему каждую минуту.

Конечно, из этого правила бывают исключения. Если вы видите, что ребенок всю неделю был сам не свой и в одно прекрасное утро он не хочет вставать в школу, капризничает, плачет, то, конечно, лучше оставить его дома. Здесь есть один момент — объясните все причины, почему сегодня он не идет в школу. Дайте ему выспаться и прийти в себя. Посмотрите, максимум через три дня он начнет скучать и побежит в школу. А за эти дни произойдет полное его восстановление.

Кстати, если ребенок стал более тихим, подавленным и плохо спит — насторожитесь. Если в течение двух недель вы наблюдаете у него такие симптомы, то это повод обратиться к психологу или психотерапевту.