Психологам — труба

телефон

Сотовые телефоны будут «чувствовать» эмоции своих владельцев

Ученые научили смартфоны определять эмоциональное состоянии человека. Теперь телефонные трубки будут знать, когда его хозяин грустит, а когда веселится. Изобрели чудо-систему в Кембриджском университете в Великобритании. Над ее созданием трудились лучшие умы Кембриджа в области психологии и компьютерной техники. Специальное программное обеспечение получило название EmotionSense.

По замыслу изобретателей их детище поможет людям в лечении депрессии и преодолении психологических проблем. Особенно бесценным оно окажется для психотерапевтов. Врачи смогут получить достоверные данные об эмоциональном статусе их пациентов. При этом им не придется мучить больных долгими расспросами и копаться в их личной жизни. Все сделает мобильник.

К слову, сотовый телефон проведет свою работу так, что человек и не заметит. Дело в том, что фиксировать эмоции смартфон будет, анализируя речь своего владельца, когда тот будет просто разговаривать со своими близкими, друзьями или коллегами по работе. Тщательному анализу подвергнется тон речи людей, громкость и темп отдельных отрезков, а затем система EmotionSense определит, к примеру, раздражен или умиротворен говорящий по телефону.

Конечно, для подобной обработки данных мобильный должен быть оснащен ПО, которое и удалось разработать ученым Кембриджского университета. Особый алгоритм позволяет смартфону регистрировать перепады человеческого настроения — скажем, в такое-то время владелец телефона злился, а час спустя таял от счастья. Надо сказать, что алгоритм классифицирует интонацию по 14 эмоциональным категориям и, не вмешиваясь в частную жизнь человека, составляет очень точную картину его душевного состояния в течение дня.

Инновационная технология уже была опробована на группе из 18 добровольцев и показала многообещающие результаты. Участникам эксперимента на десять дней раздали телефоны Nokia 6210 с установленной на аппаратах программой EmotionSense. В то же время всех подопытных попросили вести дневники и отмечать там, какие эмоции они переживают на протяжении дня. В итоге выяснилось, что в большинстве случаев телефоны правильно определили эмоциональный статус своих подопечных — совпадение данных EmotionSense и записей в дневниках составило 70%.

Первые эксперименты с применением изобретения показали, что в домашней обстановке у нас доминируют «счастливые» эмоции, а на работе — «печальные». Кроме того, вечером мы склонны выражать свои чувства куда интенсивнее, чем утром. Подтвердилось и то, что в помещениях, где мало людей, мы более открыты, чем в большом скоплении народа.

Как заявил психолог Кембриджского университета Джейсон Рентфроу, технология поможет изучать психологическое состояние людей и социальное поведение. «Она сумеет преодолеть те препятствия, с которыми сталкиваются психологи, ведь пациентам свойственно забывать или неверно оценивать свое поведение, а система предоставит исчерпывающую информацию», — отмечает он.

Заведующая лабораторией психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН профессор Наталья Павлова соглашается, что анализ интонаций действительно может дать нужную информацию об эмоциональном поведении человека. Между тем создатели EmotionSense планируют продолжить совершенствование алгоритмов регистрации эмоций мобильным телефоном — повысить процент удачной классификации и уменьшить отвлечение программы на фоновый шум, периодически слышимый в трубке.