Стресс? Будьте устойчивы

стрессоустойчивость

Как добавить себе и своей компании стрессоустойчивости?
В качестве одного из требований в объявлениях о вакансиях все чаще фигурирует слово «стрессоустойчивость». Она нужна специалистам «помогающих» профессий – врачам и спасателям, а также учителям, продавцам, менеджерам по работе с клиентами в банках или телефонных компаниях, врачам, стилистам. Впрочем, на самом деле стрессоустойчивость нужна всем. Даже архитектору, который большую часть времени проводит наедине с чертежами, приходится туго при согласовании заказа с клиентами. Что же такое стрессоустойчивость? Как развить ее в себе и поселить в своей компании? Наш эксперт – гештальт-тренер, бизнес-консультант Андрей Кабаков.

Что такое стрессоустойчивость?

Казалось бы, слово «стрессоустойчивость» говорит само за себя – это качества, позволяющие успешно противостоять стрессу. И все же этот термин трактуют по-разному.

Есть авторы, для которых стрессоустойчивость – это умение подавлять негативные эмоции. Возможно, на первый взгляд это так и выглядит. Но Андрей Кабаков отмечает, что подавление эмоций – первый шаг к тому, чтобы стресс стал хроническим и даже серьезно сказался на здоровье.

Стресс можно сравнить с болью. И то и другое переживать неприятно, поэтому мы считаем, что это и есть главная проблема, с которой нужно бороться (с помощью болеутоляющих, или – в случае со стрессом – с помощью успокоительных, снотворного, сладостей или алкоголя). Но вообще-то и боль, и негативные эмоции – всего лишь сигналы о том, что возникла какая-то опасность, на которую нужно обратить внимание. Умение не пасовать, «держать удар» и действовать активно вместо того, чтобы «прятать голову в песок» – и есть стрессоустойчивость.

Как ее развить?

Если общение с клиентами доводит вас до кипения и негатив рвется наружу, как пар из кипящего чайника, а коллеги и начальство только подливают масла в огонь, утешьтесь – стрессоустойчивость можно развить. Это качество зависит не только от природных данных, но и от опытности и психологической зрелости человека.

Итак, что же делать?

Первое – научиться прислушиваться к своим переживаниям, принимать их во всей полноте и анализировать. Многих из нас воспитывали в том духе, что злиться и испытывать раздражение – стыдно, нужно всегда быть белым и пушистым. Приняв это, люди не допускают злобы и уныния даже наедине с собой, не признают своего права на подобные эмоции. Но человек, которому неведомы усталость, раздражение и злость, скорее всего, страдает серьезным психическим расстройством. Периодически «вскипать» или «вешать нос» – это нормально. Другое дело, что не стоит идти на поводу у своих эмоций. В Гештальте это называется «выйти из слияния со своим состоянием», перестать отождествлять себя с ним. Для этого нужно отнестись к нему как к временному явлению, связанному с конкретной ситуацией, которую можно изменить.

Преодоление ситуации начинается, когда вы задумываетесь о том, с чем связано ваше состояние. Это важный этап, потому что пока вы не осознаете, что именно вас не устраивает, чего вы хотите, а чего – нет, вам будет трудно «выйти на конструктив».

Вторая важная составляющая стрессоустойчивости – это ответственность, то есть признание того, что все происходящее с вами – результат вашего личного выбора. Даже когда вы уклоняетесь от принятия решения – это все равно ваш выбор. Ответственность помогает человеку не чувствовать себя жертвой обстоятельств и всегда исходить из того, что при желании он может изменить ситуацию. Это неотъемлемый компонент зрелости. В репертуаре людей, осознающих свою ответственность за происходящее, практически отсутствуют такие жанры как плач, стоны и обвинительные монологи. Им ближе переговоры и диалоговое общение. Обычно люди, которые не стремятся жить «изображая жертву», более оптимистичны и проще справляются с трудностями.

Третий фактор, ключевой – это креативность или «способность к творческой адаптации». Именно к адаптации, а не к приспособлению. Приспособление подразумевает, что вы смиренно подстраиваетесь под обстоятельства, нередко в ущерб себе. Адаптация – более творческий процесс. Вы, с одной стороны, прилагаете усилия, чтобы изменить ситуацию к лучшему, а с другой – меняетесь ровно настолько, насколько вам это интересно и полезно. По сути, это одна из форм развития и самосовершенствования. Антипод творческой адаптации – действия по накатанному сценарию. С них-то часто и начинается ощущение конвейера, болота и «бесперспективняка».

Четвертый важный фактор – умение сопереживать людям, признавать за ними право на ошибки и слабости, спокойно относиться к тому, что на одни и те же вещи можно иметь противоположные взгляды. Человеку, который понимает, что «все мы живые люди», проще договариваться и находить компромиссы.

Ну, и конечно, стрессоусточивость невозможна без заботы о физическом здоровье. Как правило, стрессы сопровождаются напряжением и «зажимами» в теле. Тело способно «запоминать» и копить эти симптомы. Но через него же можно эффективно избавляться от негативного психологического багажа. Активный отдых, спорт, бассейн, массаж, различные салонные процедуры и регулярные занятия любовью помогают не только скинуть физическую усталость, но и заметно улучшить психологический настрой.

Стрессоустойчивость корпоративного масштаба

Разумеется, большинство работодателей заинтересовано в том, чтобы в их коллективе работали стрессустойчивые люди. Именно такие способны довести до «победного» самую сложную сделку, выполнить проект, по которому клиент постоянно выдвигает все новые, противоречащие друг другу требования и усмирить негодующего покупателя или пациента. Но где бы взять таких сотрудников?

«Любая организация, планируя свою деятельность, учитывает амортизацию оборудования, закладывает в смету затраты на его ремонт или замену, – говорит Андрей Кабаков. – А вот проблемой «психологической амортизации» человеческого капитала компании мало кто озабочивается всерьез, поскольку убытки, которые наносит организации «выгорание» работников, трудно просчитать. Забота о психологической стойкости сотрудников в лучшем случае ограничивается первоначальными требованиями к кандидату. Кстати, внесение стрессустойчивости в список требований меня лично настораживает. Да и кандидатам на получение места стоит задуматься. Такое требование может говорить о том, что в организации есть системные недочеты, которые списываются на отдельных сотрудников. Например, у клиентов компании есть все основания для недовольства, а «расхлебывать» это приходится продавцам или менеджерам».

Как же повысить уровень стрессоустойчивости сотрудников и тем самым снизить «психологическую амортизацию» главного ресурса организации? Остановимся на основных моментах.

Профпригодность

Если вы ищите сотрудника на определенную вакансию, важна не столько абстрактная «стрессоустойчивость», сколько принципиальное соответствие характера человека работе, которую ему придется выполнять. Казалось бы, это очевидно и даже банально. Тем не менее, на корпоративных тренингах психологи регулярно видят людей, которые буквально маются оттого, что работают не на своем месте. При этом их задатки и психологические преимущества совершенно не востребованы работодателем или вообще не нужны в этой сфере. Особенно это характерно для тренингов продаж. Часто торговля воспринимается как сфера, куда идут от безысходности. А между тем, хороший продавец – это определенный склад личности и даже талант, в этой работе много творчества и порой она требует незаурядной психологической гибкости. Работодатели и работники, которые этого не понимают, незаслуженно обесценивают профессию. А потом сами же страдают от этого. Первые – из-за того, что продавцов трудно мотивировать и развить в них приверженность интересам фирмы. Вторые – из-за недостатка самоуважения и соответствующего отношения не слишком интеллигентных клиентов.

Чем больше характер человека созвучен его работе, чем выше его профессиональная компетентность, тем меньше стрессов и у него, и у начальства.

Состояние неопределенности

Сильнейший источник стресса – неопределенность. Сотрудник, который знает, что на него могут накричать без видимых оснований, острее реагируют на любую нештатную ситуацию. Точно также выводят из равновесия перспективы сокращений, немотивированные штрафы, взыскания, наложенные «под настроение», невыплата обещанных бонусов, неконструктивная критика и т.д.

Чем меньше неопределенности и неясности, тем сильнее ощущение стабильности и выше стрессоустойчивость сотрудников. Так что руководителю стоит избегать противоречивых слов и поступков. Критерии оценки хорошо или плохо сделанной работы должны быть ясными и одинаковыми для всех.

Аналогичная ситуация с зарплатой. Фиксированный заработок – первый шаг к выгоранию и нигилизму. Но если в оплате труда есть сдельная составляющая, ее формирование должно быть максимально прозрачным и понятным.

В ряде случаев нервировать может и недостаток информации. Люди очень чутко реагируют на любые изменения, нововведения, кадровые перестановки и т.д. Чем меньше достоверной информации на этот счет, тем больше домыслов и сплетен. В некоторых ситуациях острая информационная недостаточность способна на ровном месте привести к коллективной паранойе и апокалипсическим настроениям (с тяжелыми последствиями вплоть до стихийного оттока сотрудников). Вернуть ситуацию в конструктивное русло бывает трудно даже специалистам. Это как раз тот случай, когда профилактика эффективнее лечения.

Корпоративная культура

Она есть в любой организации. Потому что отсутствие корпоративной культуры – это тоже корпоративная культура. Так вот поддержание стрессоустойчивости должно быть частью «культурного кода» фирмы. Это отдельная сложная тема, отметим лишь ключевые моменты.

Стрессоустойчивость намного выше в организациях, где культура не благоприятствует интригам, подсиживанию и лицемерию, и напротив, поощряет открытые, неформальные коммуникации и взаимоподдержку.

Та же культура определяет, каким образом решаются конфликты. Есть организации, в которых противоречия и разногласия считаются чем-то выходящим за рамки приличия. Их стараются избегать, предпочитая уклоняться от открытого решения проблем. Такой подход способствует интригам и лицемерным, формальным отношениям, что в свою очередь повышает уровень стресса и сильно отравляет атмосферу в коллективе. В других компаниях разногласия считаются неотъемлемой частью нормальной жизни. Другое дело, что решать их нужно конструктивно, а не под лозунгом «интриги, скандалы, расследования».

Еще одна сложная проблема, которую помогает сгладить развитая корпоративная культура – это дефицит смысла. Бессмысленность работы – один из основных источников уныния и депрессии (как в истории с двумя людьми, один из которых таскает камни, а другой – строит храм). Конечно, эта проблема решается не на организационном уровне. Но корпоративная идеология здесь играет серьезную роль, потому что многие люди идентифицируются (и ими самими, и окружающими) именно с работой.

Отчасти поэтому бизнес-консультанты так много говорят о брэндинге. Работа в организации с сильной и понятной корпоративной идеологией куда более осмысленна. С ней приятнее идентифицироваться. На этот смысл проще опираться в трудные времена. Все же быть инженером на заводе «Мерседес» несколько приятнее, чем выполнять те же обязанности на заводе, продукция которого – объект для шуток соотечественников.

Но во все времена главным залогом стрессоустойчивости были, есть и будут – семья и друзья, возможность быть с людьми, которые вам по-настоящему близки, интересны и дороги. Если у вас есть люди, которых вы любите и которые любят вас, то всегда будет ощущение своей уникальности и востребованности, поддержки и опоры, значимости и смысла.