Неврозы у детей или как избавить ребенка от стресса

Неврозы у детей или как избавить ребенка от стресса

Рассказывает детский психотерапевт психоневрологического диспансера Елена Остапенко.Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных неблагоприятных для организма факторов. Эти факторы называют стрессорами.

Определенный уровень стресса необходим для организма, поскольку мобилизует его для сопротивляемости стрессорам. Но чрезмерная интенсивность стресса может привести к патологическим изменениям и болезням.

Стресс, возникающий при сильных нервно-психических нагрузках, называют эмоциональным. И стрессорами здесь являются сильные негативные эмоции — гнев, тоска, тревога, страх, подавленность.

В основе высшей нервной деятельности находятся два основных процесса — возбуждение и торможение, точнее, их слаженная, сбалансированная работа. Упрощенно: возбуждение — это активная, работоспособная фаза, торможение — фаза расслабления, отдыха. Под действием сильных негативных эмоций происходит «сшибка» этих процессов — нарушается их баланс. И в психической деятельности человека начинают преобладать либо процессы возбуждения, либо торможения.

Психофизиологи считают возраст младших школьников переходным периодом в психическом развитии ребенка — теперь ведущей его деятельностью становится учебная. От 6—7лет до 10—11 лет закладываются основы теоретического мышления, происходит осознание ребенком того, как он в действительности воспринимается окружающими, дети становятся готовыми к содержательному сотрудничеству со взрослыми. Для любого переходного возраста характерна эмоциональная неустойчивость, которая проявляется быстрой, часто беспричинной сменой настроения — от смеха к слезам, а также игнорирование требований взрослых. У младших школьников это избегание ситуации — он как бы «не слышит» вас. Еще одной психологической особенностью семилеток является потеря непосредственности. Временами они начинают вести себя неестественно, «манерничать» или копировать поведение взрослого человека. Все это возрастное, а значит, проходящее. Но помнить об этом стоит, поскольку это фон, на который накладывается стрессовая ситуация.

К причинам, способствующим эмоциональному стрессу у детей, относят конфликтную ситуацию в семье, недостаточное внимание к ребенку, повышенные психологические нагрузки, в том числе огромный поток информации, обрушивающийся на растущий, еще не сформировавшийся организм, различные хронические заболевания.

Но даже для вполне здорового и благополучного в семье 7-летнего ребенка поступление в школу является стрессовой ситуацией. Почему?

Первокласснику предстоит адаптация к новым для него условиям жизни. Прежде всего ему необходимо приспособиться к большей дистанции между им и взрослым (учителем). Воспитательницы в детском садике частично брали на себя функции родителей, во всем опекая маленьких дошколят. В школе между учителем и учеником отношения более взрослые. Вторая задача — нужно найти контакты с одноклассниками. Да и всей семье требуется адаптация к новым для нее условиям. Наконец, где-то в середине первого класса у ребенка наступает пресыщение учебой — он получил большое количество информации, на его взгляд, совершенно оторванной от реальной жизни. Это тоже стресс.Как справиться с этими трудными задачами адаптации и ребенку, и семье? Только вместе.К ответственности надо приучать еще до школы — уже в 5 лет у ребенка должно быть в семье домашнее поручение. А в самом начале первого класса обязательно организуйте ребенку рабочее место и вместе с ним напишите подробный распорядок дня.

Контактам с одноклассниками не научишь, это приходит только с опытом, поэтому еще до школы не стоит изолировать своего малыша дома от сверстников. Когда ребенок пошел в школу, ищите «золотую середину» организации жизни всей семьи. Все равно вам вместе с ним «учиться» в первом классе. Все это поможет справиться первоклашке со стрессом. В противном случае может произойти «сшибка» процессов возбуждения и торможения. Родители обращают внимание на неадекватное поведение своего ребенка, перестают «узнавать» свое чадо. «Он стал раздражительным, непослушным и грубым. Со сверстниками ведет себя агрессивно, часто ссорится и дерется», «Очень сильно устает в школе, вялый, спит на ходу», «Начал так хорошо учиться, а теперь совсем плохо, и вообще в школу идти не хочет», — вот типичные рассказы родителей. А это все последствия стрессовой ситуации. Это еще не болезнь. Справиться с этим поможет психолог в школе или в центре социальной помощи семье и детям, который есть в каждом районе нашего города.

Если нет эффекта от этих занятий — контакт с ребенком не восстанавливается, поведение его все более ухудшается, значит, это уже невроз — функциональное нарушение высшей нервной деятельности. Увы, но ими страдают до 15 процентов младших школьников.

Как это выглядит? Состояния, описанные выше, ухудшаются: усиливается агрессивность и конфликтность и с родными, и в школе. Могут появиться расторможенность и невнимательность, часто сопровождающиеся нарушением сна. Ребенок во сне может разговаривать или ходить. Возможно появление различных страхов, патологических привычек грызть ногти, выдергивать волосы и т. д. Очень пугает родителей, когда ребенок навязчиво повторяет движения и действия, начинает однообразно играть с предметами, не имеющими игрового назначения, то есть без конца перекладывает с места на место какой-либо предмет или без конца монотонно постукивает им по столу. Это признаки заболевания. Следовательно, при возникновении любой из этих перечисленных проблем необходимо обратиться в детскую районную поликлинику к участковому педиатру, который направит ребенка в психоневрологический диспансер. Здесь проводят полное обследование ребенка. И сразу начинают комплексное лечение. Невроз — это функциональное расстройство, он успешно лечится, но лучше не доводить дело до серьезного расстройства.

Профилактика неврозов у детей

Соблюдение режима дня поможет организовать жизнь ребенка так, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Хорошо, если кто-то из родителей в первый месяц учебы первоклассника берет отпуск. Утром после зарядки накормите ребенка завтраком не на скорую руку. И с первых дней выработайте «школьный ритуал»: утром собираемся в школу, обсуждаем по дороге важные дела малыша. После школы вместе обедаем, обсуждая события в школе. Замечательно, если у ребенка есть возможность поспать днем после школы. Затем прогулка, а вечером подготовка к школе.

Не стоит с первого же месяца отдавать ребенка в группу продленного дня или в различные дополнительные секции. А вот к ноябрю занятия в спортивных секциях: плавание, коньки, лыжи, для мальчиков — восточные единоборства. Очень полезны танцевальные и театральные кружки — здесь выплескивается вся накопившаяся за день энергия, ребенок получает навыки неформального общения. Что же касается дополнительных интеллектуальных занятий — в разумных количествах они не повредят. Но если у ребенка не остается времени на игры и прогулки, занятия любимым делом — вы лишаете его радостей, обеспечивая ему стресс и все его последствия.

О ночном сне: он должен длиться 9—10 часов в сутки. Причем очень важен сон от 21 до 24 часов, поскольку именно в это время восстанавливаются после дневной нагрузки клетки центральной нервной системы, а в следующие ночные часы восстанавливаются другие системы организма.

Четыре совета родителям

1. Детские неврозы чаще всего возникают там, где стресс первоклассника накладывается на семейные проблемы. Развод родителей действует на психику ребенка как угроза жизни и вызывает острый стресс с последующим тяжелейшим нервным потрясением. Бес конечные ссоры и конфликты между членами семьи, а то и просто непонятное для ребенка поведение родителей, бумерангом отзываются на его психическом здоровье.

Ребенок очень чутко улавливает настроение и психическое состояние близких. И по невидимой связи ему передается их напряжение и тревога. Научитесь справляться со своими стрессами сами, тогда и у вашего ребенка не будет нервных срывов.

2. Непривычная обстановка в школе и необходимость постоянно концентрировать внимание отнимает много сил. Пусть у вашего ребенка будет хорошее настроение, тогда он будет меньше уставать. Не забывайте подбадривать и хвалить первоклассника, особенно первое время. А вот критикой увлекаться не стоит. Любые замечания своему ребенку надо делать только с глазу на глаз — присутствие посторонних вызовет только обиду. И постарайтесь делать это в спокойной форме, без крика.

3. Не стоит постоянно твердить ребенку, что «в его годы вы были…» и т. д. Вы сами незаметно развиваете у собственного чада всевозможные комплексы неполноценности и чувство безуспешности его попыток сравняться в будущем со своими родителями. Не лучше ли будет вспомнить, какими вы были на самом деле и откровенно рассказать о своих переживаниях и ошибках ребенку?

4. Важно не сколько времени родители проводят со своими детьми, а как они его с ними проводят. Надо быть вместе с ним. Вы удивитесь, как многому вы сможете научить своего ребенка. И незаметно будет вырабатываться модель поведения на будущее, по образу и подобию родителей.Дети не могут успешно развиваться без внимания родителей. Почаще говорите своему ребенку, как вы его любите. Именно вы, родители, а не только бабушки и дедушки.