Почему дезадаптивные когнитивные схемы портят нашу жизнь и как это исправить?

Почему дезадаптивные когнитивные схемы портят нашу жизнь и как это исправить?

Термин «когнитивная схема» становится все более популярным благодаря распространению одного из современных подвидов когнитивно-поведенческой психотерапии под названием схема-терапия. Однако, стоит сказать, что анализ когнитивных схем начал впервые использоваться намного раньше – в момент появления психоанализа, где психоаналитики давали свои обобщенные интерпретации по поводу симптомов их пациентов. Затем работа со схемами получила свое отражение практически во всех видах психотерапии, где так или иначе обобщали реакции клиента. В данной статье мы поговорим о том, как понятие когнитивных схем применяется в современном направлении гештальт-гипнотерапии.

Гештальт-гипнотерапия – это интегративный метод психотерапии, сочетающий в себе теорию и философию гештальт-терапии, методы регрессивной гипнотерапии и терапии катарсисом, а также ряд положений когнитивной психологии. Анализ когнитивных схем является одним из основных инструментов в данном направлении, но для того, чтобы понять каким образом он используется необходимо сначала разобраться в том, что представляют из себя эти самые дезадаптивные схемы.

Понятие когнитивной схемы

Теория когнитивной схемы была разработана когнитивным психологом Фредериком Барллетом. Ученый хотел узнать, каким образом работает память у представителей разных культур. В своем эксперименте он предлагал людям читать мистические рассказы, а затем пересказывать их по памяти. В итоге оказалось, что люди из разных культур искажают восприятие текста в зависимости от своего первоначального опыта.

Например, если мистическую историю зачитывали европейскому прагматику, то он чаще опускал или искажал ситуации магии и волшебства, в то время как представители коренного населения, наоборот, могли интерпретировать вполне обычные вещи, как проявления магического.

Это исследование показало не только особенности влияния культуры на нашу память, но и в целом влияние нашего предыдущего опыта на наше восприятие.

Сам Барлетт так и не дал ясного определения когнитивным схемам, однако, в дальнейшем это понятие прочно вошло в когнитивную науку и активно использовалось, такими великими деятелями как Дж. Бруннер и Ж. Пиаже. И на сегодняшний день понятие схем, категорий и понятий лежит в основе когнитивной психологии.

Описывая понятие схем можно определить их как амодальные структуры, формирующиеся в нашем опыте и преломляющие наше восприятие. Например, к схемам можно отнести любое обобщенное понятие. Так, вы всегда сможете распознать собаку, будь то овчарка, мопс или чихуахуа, а все, потому что у вас есть схема «собака» или вы различаете личные отношения и отношения на работе, а все, потому что у вас есть схемы «личные отношения» и «отношения на работе». При этом важно понимать, что если какие-то схемы мы и можем определить сознательно, например, понятие той же собаки, то многие схемы являются неосознанными, т.е. амодальными. Последнее означает, что схемы – это не просто убеждения, с которыми очевидным образом работают в когнитивной терапии. Схемы – это скрытые от нас структуры, которые мы не осознаем, и которые порой проявляются только в нашем восприятии и в наших реакциях на объект. При этом убеждения и мысли очень часто выступают лишь способом рационализации когнитивных схем. Например, больной ОКР боится испачкаться, объясняя это возможностью заражения.

Стандартный когнитивный терапевт, будет убеждать такого больного что вероятность заболеть, испачкавшись крайне мала, и, скорее всего, будет делать это безрезультатно. А все потому, что причина проблемы человека лежит не в его мыслях и рационализациях, а в его схемах, ведь грязь для него имеет значение не заражения, а потери близкого человека, потому что когда-то его любимая бабушка умерла от инфекции. В итоге испачкаться для человека означает не возможность заразиться, а возможность потерять близкого и потерять источник любви. Но давайте подробнее обсудим, как выглядит понимание схем в гештальт-гипнотерапии.