Недавнее исследование канадских ученых показало, что у людей, знающих несколько языков, болезнь Альцгеймера развивается существенно медленнее, нежели у тех, кто знает только один.
Исследование было проведено группой специалистов из Университета Йорка в Торонто во главе с профессором психологии Эллен Бялисток. Она объясняет, что исходной точкой для ее работы послужило изучение билингвальных детей, с самого раннего возраста владеющих двумя языками. Оказалось, что такие дети (растущие, например, в семьях родителей из разных стран) затрачивают на изучение обоих языков столько же времени, сколько у обычных детей уходит на изучение одного. В итоге их мозг становится лучше приспособлен к решению нескольких задач одновременно и работает более эффективно.
Бялисток и ее группа проанализировала истории 450 человек, страдающих болезнью Альцгеймера, у которых симптомы впервые проявились примерно в одно и то же время. При этом половина из них владели только одним языком, а другая половина были билингвальны. Выяснилось, что у второй группы темпы развития симптомов Альцгеймера были существенно замедлены, так что переход к следующей фазе болезни состоялся в среднем на пять лет позже.
Это подтверждает устоявшуюся точку зрения, что болезнь Альцгеймера прогрессирует, если мозг не использовать в полную силу. Причем языки не являются единственным способом его развития. Так, ученые из Университета Мэриленда предлагают более доступные упражнения для мозга — кроссворды и логические задачки. Таким образом, мозг получает необходимую зарядку, сравнимую с той, что делает тело во время посещения тренажерного зала.