Психика и организм

Психика и организм

Ключевые термины: теория эйдосов, энтелехия, гуморальная теория, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, френологическая карта мозга, конституция человека, антропологические стигматы, динамические показатели ВНД, монозиготные близнецы.

Психологическое знание необходимо человеку для того, чтобы, познавая самого себя, он открывал новые способы адаптации к окружающей его реальности, изменять систему его отношений с самим собой, с другими людьми, с культурой. Психология – это не только наука, ставящая целью познание человека, но и посредством этого познания одновременно созидающая его.

Основным, выражающим исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных, понятием является «душа». Со времен древности оно относится к представлениям об особой животворящей силе, обитающей в теле человека (иногда животных и растений) и покидающей его во время сна или в момент смерти. На этой базе сформировались представления о так называемом переселении душ, об одушевленности космоса, о мировой душе и др.

Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) считал душу материальной субстанцией1, состоящей из атомов огня. Отсюда вытекает принципиальная возможность объяснять явления душевной жизни физическими и механическими законами и причинами.

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) свое учение о душе связывал с теорией эйдосов2. Душа, по мысли философа, является частью мировой души, мира эйдосов, идей, не зависящих ни от материи, ни от особенностей индивидуального сознания, где и пребывает в промежутках между периодическими воплощениями в телах людей. Таким образом, душа – это самостоятельная субстанция, существующая наряду с телом и независимо от него. Она представляет собой незримое, возвышенное и вечное начало, в то время как тело, наоборот, – зримо, низменно, тленно.

Для Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) душа – активное целесообразное начало, энтелехия3 материи, ее свойство.

В религиозных учениях душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало.

Рассуждения о душе ведутся и поныне. Однако при всей важности вопроса, можно заключить, что до сих пор не существует четких и однозначных ответов на вопросы: что такое душа, существует ли она на самом деле, в чем ее природа, как она взаимосвязана с материальным миром, какова ее структура и т.д.?

Наблюдая различные вариации индивидуальных реакций на воздействия среды, мыслители пытались установить какие-либо связи между психикой и процессами, протекающими в организме.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) – признавал наличие связи между сочетанием биологических жидкостей («соков») в организме и индивидуальными особенностями реакций человека (гуморальная теория), создал основы учения о темпераментах:

среди биологических жидкостей у холерика (от греч. chole – желчь) преобладает желчь. Он может быть охарактеризован как быстрый, порывистый человек, способный страстно отдаваться делу, но, в то же время, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным реакциям, резким сменам настроения. Холерик, как правило, быстро и решительно берется за дело, но довольно быстро утомляется и охладевает;
сангвиник (от лат. sanguis – кровь, жизненная сила), отличается энергичностью, настойчивостью, высокой работоспособностью, сбалансированностью психических реакций. Это живой, подвижный человек, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро реагирующий на события, легко переживающий неудачи и неприятности;
человек, темперамент которого может быть отнесен к флегматическому (от греч. phlegma – слизь) типу,характеризуется несколько замедленными реакциями, склонностью к стабильным эмоциональным настроениям. При этом он, как правило, предпочитает скрывать собственные эмоциональные переживания, стремясь сдерживать внешне заметные их проявления в мимике, жестикуляции, экспрессивных4 речевых выражениях и т.д.;
меланхолик (от греч. melain chole – черная желчь) – чувствительный, ранимый, склонный глубоким внутренним переживаниям человек, психическая активность которого преимущественно этими переживаниями и ограничивается. Эмоционально реагируя даже на незначительные по важности события, этот человек не склонен к активной внешней деятельности, поскольку его волевое усилие ослаблено. Он обнаруживает высокую степень конформности (то есть легко подчиняющийся чужой воле).
Римский врач Гален (ок. 130 – ок. 200 гг.) считал, что психические процессы продуцируются различными человеческими органами: печень «ответственна» за вожделение, серде – за страсти, мозг – за интеллектуальные функции.

Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) разработал идею рефлекса и рефлекторной дуги, которая включает рецепторы, центростремительные (афферентные) волокна, нервный центр, центробежные (эфферентные) волокна, исполнительный орган (мышца, железа и др.).

Австрийский врач Ф.Й. Галль (1758 – 1828 гг.) разработал теорию локализации психических функций в коре больших полушарий головного мозга. Эта мысль послужила основанием для диагностики одаренности и психических проблем, с которыми может столкнуться человек, поскольку развитие отдельных участков мозга оказывает определенное влияние на особенности развития и строения черепной коробки. Он составил френологическую (от греч. phren – душа, ум) карту мозга.

Итальянский судебный психиатр Ч. Ломброзо (1835 – 1909 гг.) выдвинул положение о существовании особых типов людей, предрасположенных к преступным действиям в силу определенных биологических признаков (антропологических стигматов). Руководствуясь этими признаками, Ломброзо считал возможным не только установить тип преступного человека вообще, но даже отметить черты, присущие отдельным категориям преступников, как, например, ворам, убийцам, насильникам и др. Строение черепа, форма и размеры мозга, носа, ушей, цвет волос, татуировки, почерк, степень чувствительности кожи, психические свойства преступников подвергались наблюдению и измерению. Ученый пришел к выводу (который современной психологией не поддерживается), что в преступном человеке по наследственности сохранились психофизические черты отдаленных предков.

Революционизирующее влияние на психологию оказала эволюционная теория Ч. Дарвина (1809 – 1882 гг.). Основываясь на ней Г. Спенсер (1820 – 1903 гг.) высказал мысль, что психика появляется как результат эволюции: ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие связанные между собой уровни сознания и поведения. В совокупности они представляют собой формы приспособления организма к среде.

Отечественные ученые И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов связывали индивидуальные особенности психических реакций с динамическими показателями работы нервной системы: скоростью переключения и передачи сигнала, силой сигнала, доминированием или относительным балансом торможения и возбуждения и др. И.П. Павлов описал два вида рефлексов5: безусловные (простые) и условные (сочетательные). Первые характеризуются прямой связью «стимул-реакция». Вторые образуются, когда раздражитель, вызывающий безусловную реакцию, совпадает с дополнительным сигналом. Вследствие неоднократного подкрепления этой связи безусловную реакцию начинает вызывать только этот сопутствующий (условный) раздражитель.

В психологических исследованиях XX в. был использован метод близнецов, который подтвердил вероятность генетической обусловленности развития, анатомо-физиологического строения, основных жизненных функций, человеческого интеллекта, а также некоторых психологических и поведенческих признаков. Исследования жизненного пути монозиготных (то есть сформировавшихся из одного оплодотворенного яйца) близнецов, разлученных по тем или иным обстоятельствам, показали высокую степень совпадений основных жизненных вех.