Психология бессознательного: влечение к жизни, влечение к смерти

Психология бессознательного: влечение к жизни, влечение к смерти

В бессознательном живут два сильных стремления – влечение к жизни и влечение к смерти. Ученые-психоаналитики и психиатры называют их по–разному. Влечение к жизни получило название Эрос, а влечение к смерти — Танатос. В древнегреческой мифологии так именовали богов любви и смерти соответственно. Термины эти режут слух и настраивают обычного человека на негативное восприятие того, о чем вообще идет речь. Но то, что они действительно существуют, у человека, мало-мальски понимающего психологию, не вызывает никакого сомнения.

Это как день и ночь, холодно и тепло. Никто не сомневается в том, что эти понятия существуют. Насчет влечений к жизни и смерти все не так просто. Их механизмы проявления намного сложнее. Их не прочувствуешь так как жару или холод. Они вне восприятия, вне сознания. Но они существуют, существуют в бессознательном, и живут своей собственной жизнью.

Впервые понятие «влечения» Фрейд использовал в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905), при анализе сексуальных влечений и в дальнейшем обосновал его в работе «Влечения и их судьбы» (1915). Фрейд определил данное понятие следующим образом: «„Влечение“ воспринимается нами как понятие, которое находится на границе между душевным и физическим, является физическим представителем раздражений, которое берет начало внутри тела и проникает в душу, становится своеобразным определителем работы, которую необходимо проделать психике благодаря её связи с физическим».

Влечение к жизни проявляется с первых дней человеческой жизни. Оно заставляет новорожденного закричать, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Влечение к жизни проявляется в нас в виде инстинкта самосохранения, когда мы, попав в воду, начинаем плыть или отдергиваем руку от горячего предмета.

Влечение к смерти – это наш незримый судья, который наказывает нас за недостойные мысли, поступки и поведение. Оно корректирует влечение к жизни, направляет его в нужное русло, исправляет перекосы в развитии личности.

Когда говорят о законе подлости, это как раз вспоминают о стремлении к смерти. Если разобраться, то неудачи не случайны, а закономерны. Это подчеркивает, что человек делает что-то не так, и влечение к смерти корректирует его поведение на бессознательном уровне, наказывает его, показывает, что так делать нельзя.

Наша психика стремится к состоянию равновесия. Напряжение и потерю равновесия вызывают желания. Желания – это всегда психическое напряжение. И пока оно не будет удовлетворено, человек будет чувствовать дискомфорт. В удовлетворении человеческих желаний соперничают стремления к жизни и смерти, удовлетворяя их прямым или косвенным путем.

Сознательная часть психики – серьёзный противник в удовлетворении человеческих желаний, поэтому бессознательное всегда настроено удовлетворить их обходным путем. Сознание заставляет ждать подходящего момента, чтобы снять психическое напряжение, удовлетворить самое сильное желание. Бессознательное же не имеет привычку ждать и старается удовлетворить все свои желания немедленно. Если бы человек жил один, то удовлетворению его желаний ничто бы не помешало. Но человек живет в обществе других людей, которые также стараются удовлетворить свои желания.

Влечение к жизни заставляет человека искать пути удовлетворения своих желаний безопасным путем. Влечение к смерти не обращает внимания на личную безопасность и старается удовлетворить желания человека любым путем, даже криминальным или антиобщественным.

Между стремлениями к жизни и смерти есть невидимый барьер, который регулирует механизмы их жизнедеятельности. Простым, ненаучным языком его можно обозначить как совесть или стремление к нравственности. Когда этот барьер будет разрушен, равновесие между влечениями к жизни и смерти также будет нарушено и человек станет опасен для окружающих людей. Естественно, такого человека изолируют от общества. Различные маньяки и извращенцы – яркий пример тех, кто разрушил барьер нравственности.

Влечения к жизни и смерти сопровождают нас с первого до последнего дня нашей жизни. И от того, как благодаря нашему воспитанию мы возведем между ними барьер нравственности будет зависеть наша дальнейшая жизнь.

Источник: https://psychojournal.ru/article/735-psihologiya-bessoznatelnogo-vlechenie-k-zhizni-vlechenie-k-smerti.html#t20c