Функции и символика сновидений

Функции и символика сновидений

На рубеже 19-го и 20-го века основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд опубликовал свою работу «Толкование сновидений», которая оказала большое влияние на общество и вот уже более 100 лет не теряет авторитет у публики и остается одной из самых продаваемых книг в мире. В своей работе Фрейд исходил из допущения, что сны не являются случайными, а ассоциативным образом связаны с переживаемыми и мыслями в бодрствующем состоянии. Сновидение не является бессмысленным, оно несет в себе смысл, но является достаточно сложным для интерпретации.

Работая с душевнобольными, Фрейд использовал сны пациентов в качестве отправной точки для изучения неосознанных ими проблем. Фрейдовская методика толкования сновидений получила название «метод свободных ассоциаций». Он считал, что каждая ассоциация возникает под действием определенных причин. По убеждению Фрейда, в каждом сновидении можно найти связь с переживаниями предыдущего дня, именно поэтому, приступая к анализу сновидения, в первую очередь нужно обращать внимание на переживания, непосредственно предшествующие сновидению. Почти во всех сновидениях Фрейд констатировал наличие сексуальных мотивов, которые будучи вытесненными в бодрствующем состоянии, проявляются таким образом. Психоаналитик утверждал, что сновидение – это королевская дорога в бессознательное, что сон – это осуществленное желание и основная функция сновидения – оберегать сон. В настоящее время представление Фрейда о том, что сновидение является стражем сна, пересмотрены и принято говорить обратное, что сон стоит на страже сновидения.

Согласно Фрейду, сновидение имеет четыре основных источника происхождения сновидений:
1. Внешнее (объективное) чувственное раздражение.
2. Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.
3. Внутреннее (органическое) физическое раздражение. (Сновидение данного характера может сообщить человеку о начинающейся болезни).
4. Психические источники раздражения. (Сновидения на основе пережитых впечатлений в бодрствующем состоянии).

Не меньший вклад в понимание сущности сновидений сделал ученик Фрейда, швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Он утверждал, что в работе со сновидениями необходимо исходить из двух важных положений. Во-первых, следует брать за факт, что сновидение не является бессмысленным и несет в себе определенный смысл. Во-вторых, нужно понимать, что сон является специфическим языком нашего подсознания. К сожалению, сны сложно понять, увиденные образы кажутся непонятными и смешными, чувство времени утрачивается.

Согласно Юнгу, сновидение выполняет компенсаторную и вспомогательную функцию. Сновидение помогает нам в сохранении душевного равновесия. Юнг утверждал, что верить сонникам крайне неразумно. Ни один символ увиденный во сне не может быть интерпретирован прямо и однозначно, как это делает сонник. Так, один и тот же образ, приснившийся разным людям, должен быть истолкован индивидуально для каждого сновидца. Связано это с универсальным методом компенсации и вспомогательного воздействия подсознания на сознание. Исходя из этого, можно сделать вывод, что лучший анализ сновидения сделает человек, его увидевший.

Однако, верно и то, что бывают типичные сны и отдельные образы. Например, сновидение, в котором вы падаете, убегает от преследования, оказываетесь в неглиже, сражаетесь бесполезным оружием, превращаетесь из карлика в великана или наоборот и др.

Отдельно стоит отметить повторяющиеся сны. Они могут указывать на разрешенную ситуацию в прошлом не таким образом, каким бы хотелось сновидцу. Порою, они указывают на важное событие в будущем.

Как уже было сказано выше, многие сны можно истолковать исходя из бодрствующей жизни сновидца, его объяснения по поводу вызываемых символикой сна ассоциаций. Однако, во сне могут содержаться элементы никак не соотносимые с личностью человека, их увидевшего. Эти элементы были названы Фрейдом «останками древности» и представляют собой образные мысли, не имеющие ничего общего с жизнью сновидца. У Юнга данные «останки древности», являющиеся первозданными, врожденными и унаследованными от родовых предков, получили название архетипов. В теории Юнга, архетипы являются универсальными общечеловеческими моделями восприятия, которые содержат в себе значительный эмоциональный элемент. Примером могут быть архетипы Бога, Матери, Демона, Героя, Ребенка и т.п.

И идеи Зигмунда Фрейда, и Карла Юнга оказали большое влияние на общество и способствовали пониманию природы сновидений. Каждая из теорий имеет ряд отличий, однако утверждать, что какая-то из них полностью неверная, будет весьма глупо, т.к. каждая из них является дополнением другой.

Источник: https://psychojournal.ru/article/17-funkcii-i-simvolika-snovideniy.html#t20c