Профилактика алкоголизма среди подростков. Рекомендации для педагогов

Профилактика алкоголизма среди подростков. Рекомендации для педагогов

Пристрастие к алкоголю не возникает из ниоткуда. К сожалению, первые шаги на пути к алкогольной зависимости человек совершает уже в подростковом возрасте. Именно тогда периодические встречи «под градусом» с друзьями кажутся безобидными, а алкоголизм — чем-то нереальным, свойственным только неблагополучным «элементам общества». Но все мы понимаем, что, на самом деле, это далеко не так. Алкоголизация среди подростков и молодежи – это одна из самых страшнейших проблем, с которыми борется общество. И самое грустное, что эта проблема прокрадывается в семьи очень тихо и незаметно – о ней все догадываются, но, как правило, либо не замечают, либо стараются не замечать. О том, что подросток употребляет алкогольные напитки, в семьях и, тем более, в образовательных организациях, к сожалению, узнают слишком поздно – случайно застукав или получив предупреждение из правоохранительных органов.

А ведь семья и школа – это именно те два института общества, на которых лежит непростая задача – профилактика алкоголизма среди подростков. И если в семье найти правильный подход гораздо легче, то в образовательных организациях нужно очень грамотно и аккуратно выстраивать профилактическую работу. Педагогическое сообщество, борцы за здоровый образ жизни и психологи давно признали, что лекциями и нотациями такую работу вести бесполезно. В этой статье мы собрали общие рекомендации психологов и педагогов по организации и проведению подобной работы в школах. Первое, о чем говорят все специалисты в сфере борьбы с алкоголизмом (да и с другими зависимостями) среди подростков – это необходимость вести планомерную работу с подростками и родителями. Если по первой аудитории все понятно, то почему так важно не забывать про работу с семьей? Все очень просто – именно родители являются для ребенка примером для подражания, именно родители должны формировать нравственный центр подростка, помогать избегать ошибок или помогать решать возникающие проблемы.

А еще родители должны уметь принимать проблемы ребенка, не закрывать глаза на «темные стороны» своего чада – они должны решать проблему, а не отрицать ее. Самыми простыми и эффективными формами работы по названным направлениям являются открытые уроки с учащимися и родительские собрания. На что рекомендуется делать упор – разберем подробнее. Открытые уроки. Одного открытого урока за учебный год, конечно же, мало – такая работа должна быть регулярна и системна. Тематика может немного отличаться – касаться, например, различных зависимостей или здорового образа жизни в целом. На подобных уроках подростки должны не просто узнать о негативных последствиях употребления алкоголя для здоровья и психики, но и самостоятельно осознать альтернативные пути жизни, научиться применять полученные знания в реальной жизни. Нельзя строить урок в формате постоянных «запретов» — слово «НЕТ» влечет еще сильнее.

Подростки должны в ходе работы делать самостоятельные выводы. Задача педагога аккуратно подтолкнуть аудиторию к правильным выводам. Самые популярные форматы открытых уроков – тренинги, групповые дискуссии. Важно не забывать про интерактивность – ведущий урока должен быть вооружен наглядными материалами, видеороликами. А самое главное, что ему должны доверять – это может быть классный руководитель, школьный психолог или привлеченный молодой специалист, который по принципу «равный равному» успешно сможет включить школьников в диалог. Приветствуются темы, связанные с проблемами взросления, общественными ярлыками и стереотипами о том, что модно, круто или, наоборот, скучно. Очень важно в такой работе научить подростков доверию в семье, умению самостоятельно (без алкоголя или наркотических средств) справляться со стрессовыми или негативными ситуациями. Очень важна не только концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося. В рамках таких открытых уроков нужно обязательно работать над сплочением, командообразованием, формированием доверительных отношений между одноклассниками.

Это основные методические рекомендации для проведения открытых уроков. Сегодня в сети интернет и в различных методических материалах официальных организаций по борьбе с алкоголизацией можно найти практически пошаговые инструкции, которые педагоги могут использовать по-своему усмотрению. Важно понимать, что профилактическая работа должна вестись всегда по принципу «равный равному», в совместном поиске правильных ответов, а не в нотациях и нравоучениях. Детей не всегда нужно пугать, им нужно давать возможность самостоятельно разбираться в сути. Родительские собрания. Что касается работы с родителями, она также должна быть систематизирована и логична. Понятно, что время общения педагога с родителями всегда значительно короче, чем с учащимися. Как правило, час-два один раз в четверть. Можно эффективно выстроить работу и за это время.

Основное, что должен сделать учитель – это попытаться снять с родителей «розовые очки». Это не значит, что нужно назвать всех детей алкоголиками или на конкретном ребенке проучить всех родителей. Это значит, что нужно подчеркнуть всю серьезность проблемы в целом. С родителями также не мешает использовать визуальные материалы, им можно приводить статистику (взрослые любят и доверяют цифрам). Основные акценты нужно, конечно, делать на информирование о признаках употребления подростком алкоголя, последствиях и необходимых методиках (с точки зрения психологии) общения с ребенком на такие темы в качестве, как профилактики, так и уже по факту происходящего. Но учитель должен всегда помнить, что взрослые, как и дети, очень не любят, когда их учат, читают нотации. Нужно добиться от родителей понимания, что вы одна команда, что вас очень волнует судьба их детей.